Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» Статья 49. Аттестация педагогических работников. 2 2
Новое в аттестации ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ на соответствие занимаемой должности, в рамках которой проводится процедура квалификационных испытаний в письменной форме (необходим Регламент) ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА при аттестации на квалификационные категории (высшую или первую) МЕТОДИКА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, рекомендованная МО и Н РФ для проведения аттестации в регионах
4 Для МО и Н РТ: - перевод процедур педагогической аттестации в режим Интернет- технологий в информационной системе «Электронное образование» Для ОУ: - Организовать в ОУ проведение методических семинаров, педсоветов по совершенствованию ведущих профессиональных компетенций в рамках нового порядка аттестации, проведение аттестацию на СЗД Задачи на 2014 /2015 учебный год
5 Приказ МО и Н РФ от 07 апреля 2014 г. 276 «О порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность » Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Федеральные документы
Письмо Департамента общего образования МО и Н РФ от г «О повышении квалификации и аттестации педагогических работников»
7 Два вида аттестации для педагогов: 1 вид: с целью подтверждения соответствия занимаемой должности на уровне ОУ 2 вид: для установления соответствия уровня квалификации требованиям квалификационной категории (первой или высшей) Изменения в порядке аттестации
8 ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ Аттестация с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится по представлению работодателя один раз в 5 лет в отношении тех, у кого нет квалификационных категорий Процедура аттестации: Оценка профессиональной деятельности (Испытания в письменной форме). ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1 этап: Подготовка работодателем представлений на аттестуемых педагогов 2 этап: издание приказа в ОУ, 3 этап: определение графика проведения аттестации; 4 этап: Проведение квалификационных испытаний 5 этап: Проведение аттестации 6 этап: Оформление протокола в день проведения 7 этап: Выдача выписок из протокола (не позднее 2 рабочих дней) 8 этап. Работодатель знакомит с выпиской в течение 3 – х рабочих дней (передает протокол для хранения в личном деле работника)
9 Отказ работника от прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности является нарушением трудовой дисциплины, влекущее за собой дисциплинарные взыскания в соответствии со статьей 192 ТК РФ - ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РАБОТНИКА
10 Не подлежат аттестации работники: имеющие квалификационные категории, проработавшие в должности менее 2 лет в организации; 1. беременные женщины, либо находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до 3-х лет; Аттестация через 2 года после их выхода с отпуска 2. отсутствовавшие на рабочем месте более 4-х месяцев. через год после выхода их на работу - ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
11 Перенос сроков аттестации в пределах 1 года : - по болезни ( больничный лист, справка), - если срок категории истек во время отпуска до 1 года или зарубежной командировки (стажировки ), -если работник перешел в год аттестации на новое место работы в связи с сокращением, - если работник завершает обучение в ВУЗе, ССУЗе ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ
12 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1 этап: Подготовка работодателем представлений на аттестуемых педагогов 2 этап: издание приказа в ОУ, 3 этап: определение графика проведения аттестации; 4 этап: Проведение квалификационных испытаний
13 ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 5 этап: Проведение аттестации 6 этап: Оформление протокола в день проведения 7 этап: Выдача выписок из протокола (не позднее 2 рабочих дней) 8 этап. Работодатель знакомит с выпиской в течение 3 – х рабочих дней (передает протокол для хранения в личном деле работника)
14 Квалификационные испытания в письменной форме в РТ (оценка знаний) Проводятся аттестационной комиссией по графику Ведущая форма испытаний – тестирование в присутствии комиссии Альтернативные формы: -решение педагогических ситуаций -составление конспекта урока (занятия) Методика оценки квалификации педагогических работников Квалификация – совокупность 6 основных компетентностей Компетентность в области личностных качеств. Компетентность в постановке целей и задач. Компетентность в мотивировании обучающихся. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности. Компетентность в организации педагогической деятельности.
15 Проводятся аттестационной комиссии по графику Ведущая форма испытаний – тестирование в присутствии комиссии Альтернативные формы: -решение педагогических ситуаций - составление конспекта урока (занятия) Квалификационные испытания в письменной форме в РТ (оценка знаний)
16 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ -максимальное время для написания конспекта урока (занятия) - 3 часа; -педагог имеет при себе рабочую программу, гелевую ручку, 10 л. бумаги, учебник (хрестоматии, сборники задач); -педагогу предлагается инструкция (структура конспекта, критерии, требования). Информация о сроках и месте проведения испытаний сообщается работнику за месяц; работодатель издает приказ о проведении испытания; работник информирует аттестационную комиссию о форме испытания, предмете, классе, рабочей программе; в назначенный день работник составляет конспект урока (занятия) на бумагоносителе в присутствии экспертов – членов экспертной комиссии: тему урока предлагает комиссия из числа 10 тем по изучению нового материала, указанных в рабочей программе. Перед началом процедуры листы штампуются; по завершении испытаний конспекты передаются на проверку членам комиссии; по результатам проверки: - оформляется протокол ( в 2-х экз.).
17 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ информация о сроках и месте проведения испытаний сообщается работнику за месяц; работодатель издает приказ о проведении испытания; работник информирует аттестационную комиссию о форме испытания, предмете, классе, рабочей программе; в назначенный день работник составляет конспект урока (занятия) на бумагоносителе в присутствии экспертов –членов экспертной комиссии: тему урока предлагает комиссия из числа 10 тем по изучению нового материала, указанных в рабочей программе
18 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ перед началом процедуры листы штампуются; по завершении испытаний конспекты передаются на проверку членам комиссии; по результатам проверки: - оформляется протокол ( в 2-х экз.);
19 Приказ МО и Н РФ от 07 апреля 2014 г. 276 «О порядке проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность » Федеральные документы
20 Аттестация для присвоения квалификационных категорий (первой или высшей) Проводится по заявлению педагогических работников до истечения срока имеющейся квалификационной категории Досрочная аттестация разрешается через 2 года после предыдущей аттестации Процедура аттестации: экспертная оценка. Требования для присвоения первой категории: стабильные положительные результаты - освоения обучающимися образовательных программ; - выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; -личного вклада в повышение качества образования; -совершенствования методов обучения и воспитания; -транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности; -активного участия в работе методических объединений педагогических работников. Требования для присвоения высшей категории - наличие первой категории; - участие ребят во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; -транслирования в пед. коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности -активное распространение инновационного опыта по повышению качества обучения и воспитания.
21 Требования для присвоения первой категории: -стабильные положительные результаты - освоения обучающимися - образовательных программ --выявления развития у обучающихся способностей - к научной (интеллектуальной), - творческой, физкультурно-спортивной деятельности; -личного вклада в повышение качества образования, -совершенствования методов обучения и воспитания, -транслирования в педагогических - коллективах опыта практических результатов - своей профессиональной деятельности, -активного участия в работе - методических объединений педагогических работников Новое в требованиях
22 Требования для присвоения высшей категории - наличие первой категории; - участие воспитанников во всероссийских олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; -транслирования в педагогических коллективах - опыта практических результатов - своей профессиональной деятельности -активное распространение инновационного опыта, -по повышению качества обучения и воспитания Новое в требованиях
23 Работник подает в комиссию лично: 1. Заявление по установленной форме 2. Справка о профессиональном тестировании (работник проходит заранее) 3. Копия аттестационного листа или другого документа по итогам предыдущей аттестации для высшей категории Готовят эксперты на аттестуемого работника: 1. Экспертное заключение, экспертный лист Перечень документов при аттестации на категорию (первую или высшую)
Тестирование проводится: - в формате ЕГЭ, ЕРЭ - в РЦМКО (8843) ) - компьютерное тестирование педагогов и директоров – в системе «Электронное образование» (руководство по тестированию на сайте МО и Н РТ)
Зачетный минимум На первую категорию – 70 баллов На высшую категорию – 80 баллов При нехватке - 2 балла добавляются автоматически 25
26 Внимание! Результаты тестирования учитываются за последние 5 лет
27 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЯВИТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ в 2014 году
Автоматизированная информационная система электронного документооборота «Аттестация» в Электронном образовании
Участники взаимоотношений в АИС «АТТЕСТАЦИЯ» (по уровням) ПЕДАГОГ ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА АТТЕСТАЦИЮ В РАЙОНЕ (СПЕЦИАЛИСТ, МЕТОДИСТ ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ) ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА АТТЕСТАЦИЮ В ОО (ЗАМ. ДИРЕКТОРА) МОиН РТ АТТЕСТАЦИОННАЯ КОМИССИЯ (МОиН РТ)
Полномочия участников процедуры аттестации в ИС «АТТЕСТАЦИЯ» Заходит в свой кабинет в Электронном образовании (через логин, пароль) 1 октября каждого текущего года начало аттестационных процедур Отслеживает (при необходимости) на какой стадии находится дело После направления дело экспертам, доступ к личному делу должен быть закрыт В сентябре месяце каждого текущего года заполняет заявление (электронная форма – пересылается в личное дело аттестуемого ) Заявка на тестирование ПЕДАГОГ
Полномочия участников процедуры аттестации в ИС «АТТЕСТАЦИЯ» Оформляет лист самооценки (автоматически) в 2015 году Заполняет электронную форму аттестационного листа Прикладывает электронную форму (скан) подтверждающих документов Педагог Заполняет электронную форму карты результативности
Полномочия участников процедуры аттестации в ИС «АТТЕСТАЦИЯ» Проверяет аттестационное дело (заявление аттестуемого учителя) Аттестационного листа не будет Заместитель директора ОО Направляет аттестационное дело, в «Отдел образования» Прикладывает электронную форму)Определяет, кто подлежит экспертизе Утверждает электронную форму карты результативности, кто не подлежит экспертизе
Полномочия участников процедуры аттестации в ИС «АТТЕСТАЦИЯ» Утверждает график работы экспертов (направляет экспертов к учителю) Заверяет документы. Определяет экспертов. Открывает доступ к документам аттестумых экспертам. Направляет дело в аттестационную комиссию Проверяет документы на соответствие требованиям к категории. Специалист отдела образования
Полномочия участников процедуры аттестации в ИС «АТТЕСТАЦИЯ» Поддерживает АС в актуальном состоянии Обеспечивает организацию работы экспертных комиссий АК Электронное образование Республики Татарстан Формирует в системе аттестационные документы к заседанию АК МОиН РТ, проводит мониторинг по итогам проведения аттестации Обеспечивает научно-методическое сопровождение аттестации Проверяет документы на соответствие требованиям НПД
Полномочия участников процедуры аттестации в ИАС «АТТЕСТАЦИЯ» Проводит заседание АК Размещает документы по итогам аттестации на своем «сайте» ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ, ЛОКАЛЬНЫЙ АКТ Аттестационна я комиссия МОиН РТ Дает указание по завершению аттестационного дела и передачи дела в архив
Этапы прохождения документов Подача заявления. Заявка на тестирование Оформление аттестационного дела (статус «формирование аттест.дела») Передача атт.дела в отдел образования и его проверка(статус «аттестационное дело сформировано») Передача дела в АК (статус «аттестац.дело ожидает подтверждения») Рассмотрение дела АК и принятие решения (статус «аттест.дело рассмотрено» Подготовка распорядительного акта (статус « соответствует /не соответствует «заявленной» категории).
37 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАЯВИТЕЛЬНОЙ АТТЕСТАЦИИ 1. Предварительный этап: - прохождение работником профессионального тестирования (компьютерного или в формате ЕГЭ) СПО - подача заявления на аттестацию кто прошел в 2010 году; - подготовка для экспертов листа самооценки 2. Подача документов через ИС 3. Издание приказа МО и Н РТ о проведении аттестации 4. Проведение экспертизы по месту работы аттестуемого педагога в 2014 году 5. Заполнение экспертных заключений в ИС 6. Проведение заседания АК МОиН РТ 5. Издание приказа МОиН РТ об итогах аттестации, оформление и выдача аттестационных листов отменено
38 Алгоритм проведения экспертизы 1. Экспертные комиссии определяют состав экспертных групп для утверждения приказом МО и Н РТ; 2. Независимые эксперты проводят экспертизу профессиональных результатов, анализируют уроки, сопоставляют свои выводы с листом самооценки аттестуемого педагога, готовят экспертное заключение; 3. Экспертные комиссии контролируют оформление экспертного заключения в ИС передают копии в МОиН РТ для оплаты На 2015 год включить в бюджет оплату экспертов
Эксперты( не более 2 чел.) Для впервые аттестуемых: - 1 независимый эксперт и зам.директора ОУ по месту работы аттестуемого Для подтверждающих категорию: - администрация ОУ (1 чел.) Аттестуемый имеет право потребовать независимых экспертов
40 Независимые эксперты не направляются к педагогическим работникам (при повторной аттестации) при наличии у них: -достижений на профессиональных конкурсах, предметных олимпиадах и др. -государственных, отраслевых -наград. К руководящим работникам, аттестуемым по педагогическим должностям, независимые эксперты направляются обязательно.
Важно! Для высшей категории дополнительно проводится экспертиза инновационных разработок, если отсутствует инновационная деятельность аттестуемых - в рамках методических конкурсов, - научно –практических конференций - республиканского, федерального, международного уровня;
Перечень документов необходимы для ИС: Заявление Аттестационный лист старый для высшей категории Карта результативности профессиональной деятельности для всех Заключение экспертизы Удостоверение о курсах, заверенные Рецензия или отзыв на авторские разработки ( или документ об участии в методическом конкурсе республиканского уровня) Подтверждающий документ об участии детей в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях всероссийского уровня или в региональном этапе данных мероприятий
43 Приказ Министерства образования и науки Республики Татарстан «О проведении аттестации педагогических работников образовательных учреждений Республики Татарстан в 2014 г.» Региональные нормативные документы
44 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МО и Н РТ Приказ МО и Н РТ 4231/14 от г. «Об утверждении Административного регламента по проведению аттестации педагогических работников Республики Татарстан » Приказ МО и Н РТ «Об утверждении Положения об экспертной комиссии по муниципальному образованию Республики Татарстан»
45 НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ МО и Н РТ Приказ МО и Н РТ 3669/14 от 14 июля 2014 г. «Об утверждении Положения о формах и процедурах аттестации педагогических работников РТ»
46 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Отраслевое Соглашение между МО и НРТ и Татарским рескомом профсоюза работников народного образования и науки на гг. Приложение 2 « Права и льготы работников образования Республики Татарстан при подготовке и проведении аттестации»
Отраслевое соглашение с профсоюзом работников образования - основания для переноса сроков аттестации на подтверждение СЗД; - применение упрощенных форм экспертизы при наличии заслуг, отраслевых и государственных наград; - сохранение квалификационных категорий на разных должностях (учебных предметах ) 47
48 Приказ МО и НРТ от 20 января 2011 г. 63/11 «Об утверждении Примерного положения об аттестации руководителей (директоров, заведующих, начальников) образовательных учреждений
49 РЕГИОНАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ Приказы Министерства образования и науки Республики Татарстан: -от 19 января 2011 г. 47/11 «Об утверждении Положения об аттестационной комиссии МО и Н РТ» -от 12 января 2012 г. 107/12 «Об аттестационной комиссии МО и Н РТ» -
50 Задачи экспертной комиссии по подготовке и проведению аттестации на соответствие занимаемой должности в ОУ 1. Обучить зам. директоров, председателей 2. аттестационных комиссии УО 3. в ИРО РТ. 2. Контролировать проведение испытаний 3. Контролировать разработку локальных актов по СЗД (направлю по электронке)
51 Задачи экспертной комиссии по подготовке и проведению аттестации на квалификационные категории 1. Подготовить список педагогов, у которых срок действия категорий заканчивается в 2015 г. 2. Информировать их о сроках и условиях подачи заявлений на аттестацию, в т. ч. для подтверждения имеющейся категории 3. Заранее направить их на профессиональное тестирование. В 2015 году тестирование будет после заявления для всех
52 ГРАФИК АТТЕСТАЦИИ НА СЗД - сентябрь 2014 года - оформление, представлений и списков (по форме протокола экспертной комиссий в программе EXEL), приказов - с 1 октября по 10 октября 2014 г. - проведение квалификационных испытаний в присутствии представителей экспертной комиссии АК МО И Н РТ, проведение заседания
53 ЗАЯВИТЕЛЬНАЯ АТТЕСТАЦИЯ НА ПЕРВУЮ И ВЫСШУЮ КАТЕГОРИЮ в 2014 г. Октябрь 2014 г. централизованный прием в ИС заявлений на аттестацию работников, у которых срок действия квалификационных категорий заканчивается в 2015 г. Ноябрь 2014 г. – работа экспертных групп Декабрь 2014 г. – направление договоров на экспертов в МО и Н РТ