Экзаменационная работа в 9-ом классе (в новой форме) состоит из трех частей: 1. Сжатое изложение текста. 2. Выполнение тестовых заданий на основе печатного текста. 3. Написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или по содержанию прочитанного текста (как правило, на морально-этическую тему).
Сжатое изложение представляет собой пересказ основного содержания исходного текста. Сжатый пересказ требует отбора существенной информации, вычленения в тексте основных микротем, обобщения содержания исходного текста.
Помните! На выполнение первой части отводится 100 минут. Из них на прослушивание текста (2 раза) – 20 минут, на осмысление прочитанного текста - 5 минут, непосредственно на его написание отводится 75 минут. В свою очередь, из этого времени надо вычесть еще минут для переписывания изложения на чистовик. Таким образом, время, отведенное на написание чернового варианта изложения, составляет приблизительно минут.
Приемы компрессии текста Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Сжимая текст, необходимо помнить, что в новом, создаваемом тексте должны быть отражены основные мысли автора, соблюдена логическая последовательность событий. Кроме того, недопустимы искажения при передачи характеров действующих лиц и обстановки.
Наиболее распространены 3 способа сжатия текста: 1)исключение подробностей, деталей; 2)обобщение однородных явлений; 3)сочетание исключения и обобщения.
Исключение При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Обобщение При обобщении материала вычленяем единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст.
К основным языковым приемам компрессии исходного текста относятся следующие. 1.Замены: замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением; замена предложения или его части указательным местоимением; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением; замена сложноподчиненного предложения простым; замена прямой речи косвенной.
2. Исключения: исключение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов; исключение повторов; исключение фрагмента предложения, имеющего менее существенное значение; исключение одного или нескольких синонимов; исключение предложений, содержащих слишком широкие и полные описания или рассуждения. 3.Слияния: образование сложного предложения путем слияния двух простых, повествующих об одном и том же предмете речи.
Исключение. Отрывок из исходного текста: «Многолик» потому, что были и еще Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а еще – ученик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но все это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне. В представленном отрывке текста говорится о том, сколькими профессиями овладел писатель Куприн. Главное в нашем случае то, что профессии были самыми разными, зачастую очень опасными. Поэтому можно взять из всего перечня занятий контрастные. «Многолик» потому, что Куприн был землемером и грузчиком, спортсменом и певцом в хоре.
Обобщение. Отрывок из исходного текста: Почему так часто менял он свои профессии? Какая сила толкала его натягивать брезентовую робу, надевать каску и мчаться на пожарных лошадях? Что заставляло его сутками, до ломоты в руках, разгружать баржи с арбузами, кирпичом, цементом? Используя прием замены однородных членов синонимичным выражением, получаем одно предложение. Что заставляло его часто менять профессии, порой очень тяжелые и опасные?
Обобщение и исключение. Отрывок из исходного текста: Год проходит за годом. Писатель все дальше и дальше уходит от нас в историю, не стареют лишь его книги. В результате сжатия из одного простого и одного сложного может получиться одно сложное короткое предложение: Годы проходят, но не стареют книги писателя.
Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» 1. Определите тему текста (о чем текст?). 2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). 3. Определите стиль текста и тип речи. 4. Определите особенности построения текста: в повествовании – начало события, ход его, кульминация, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод. 5. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их. Помните, что наличие плана в экзаменационной работе не является обязательным требованием.
Как составлять план? В этом нам поможет абзацное членение текста. Абзацем чаще всего считают отрезок, фрагмент текста от одной красной строки до другой. В устной речи абзац обозначается более глубокой паузой по сравнению с паузами между предложениями. Важную роль при составлении плана могут играть «ключевые слова». Если они выделены правильно, восстановить текст очень просто.
Опорный конспект Вместо плана некоторые учащиеся составляют опорный конспект. Наиболее эффективен тот, при котором лист делится пополам вертикальной чертой, на одной стороне после (или во время) первого чтения записываются опорные слова, на другой после – (или во время) второго чтения делаются уточнения, дополнения, фиксируются яркие авторские слова и выражения.
Помните! Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Все предложения должны быть связаны друг с другом, а текст вашего изложения должен быть законченным и цельным произведением. Объем изложения – не менее 90 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.