Жизнеобеспечение марийцев в 1 –й половине 19 века: традиции и новации.
Численность марийцев: Численность марийцев: В 1795 году общая численность марийцев составляла 158 тыс.человек, в 1858 году тыс.человек, а в 1897 году тыс. человек обоего пола. За столетие численность марийцев возросла более чем в 2 раза. В 1795 году общая численность марийцев составляла 158 тыс.человек, в 1858 году тыс.человек, а в 1897 году тыс. человек обоего пола. За столетие численность марийцев возросла более чем в 2 раза. Причем, в 1897 году численность луговых марийцев составляла 227 тыс.человек (60,5%), горных - 43 тыс. человек(11,5%), а восточных тыс. человек(28%). Причем, в 1897 году численность луговых марийцев составляла 227 тыс.человек (60,5%), горных - 43 тыс. человек(11,5%), а восточных тыс. человек(28%). Основное занятие населения по-прежнему сельское хозяйство. Им даже в к концу 19 века занималось 96% жителей края. Основное занятие населения по-прежнему сельское хозяйство. Им даже в к концу 19 века занималось 96% жителей края.
В 19 веке усиливаются контакты марийцев с соседями. Появляются смешанные русско-марийские, марийскойййййй-татарские, марийскойййййй- башкирские, марийскойййййй-удмуртские селения. В 19 веке усиливаются контакты марийцев с соседями. Появляются смешанные русско-марийские, марийскойййййй-татарские, марийскойййййй- башкирские, марийскойййййй-удмуртские селения.
Основным занятием марийцев остается земледелие. Продолжает развиваться хмелеводство, садоводство, с конца 30-х - начала 40-х годов 19 века распространяются посадки картофеля. Основным занятием марийцев остается земледелие. Продолжает развиваться хмелеводство, садоводство, с конца 30-х - начала 40-х годов 19 века распространяются посадки картофеля. В 1-й половине века выращенного хватало, чтобы прокормить семью и домашнюю скотину, а часть сбывать на рынке. Позднее во 2-й половине 19 века вследствие истощения земель, нехватки пастбищ и роста населения обеспеченность крестьян продуктами земледелия и животноводства падает. В 1-й половине века выращенного хватало, чтобы прокормить семью и домашнюю скотину, а часть сбывать на рынке. Позднее во 2-й половине 19 века вследствие истощения земель, нехватки пастбищ и роста населения обеспеченность крестьян продуктами земледелия и животноводства падает.
Традиционно полевые работы марийцев сопровождались циклом земледельческих праздников и магических обрядов: Традиционно полевые работы марийцев сопровождались циклом земледельческих праздников и магических обрядов: Весенний праздник сева - Агавайрем; Весенний праздник сева - Агавайрем; Обряд изгнания нечистой силы - Сурем; Обряд изгнания нечистой силы - Сурем; Обряд выноса зерна - ярлык лукмаш; Обряд выноса зерна - ярлык лукмаш; Большое летнее моление - Кусо кумалтыш; Большое летнее моление - Кусо кумалтыш; Праздник нового урожая - Угинде и др. Праздник нового урожая - Угинде и др.
Все более скромное место занимают традиционные занятия охотой, рыболовством и пчеловодством. Все более скромное место занимают традиционные занятия охотой, рыболовством и пчеловодством. Охотничья добыча была подспорьем для содержания семьи, а часть ее поступала на рынок. Продукция рыболовства шла исключительно на собственно потребление. Продукция рыболовства шла исключительно на собственно потребление. Лишь состоятельные семьи (лишь иногда середняки) могли позволить себе иметь крупные пасеки. Лишь состоятельные семьи (лишь иногда середняки) могли позволить себе иметь крупные пасеки.
Сохраняется домашнее ткачество. Однако все большее распространение получают покупные фабричные ткани Сохраняется домашнее ткачество. Однако все большее распространение получают покупные фабричные ткани.
Продолжает свое развитие лесопереработка. Крестьяне на продажу заготовляли лыко и мочало, ткали мочальные рогожи(мешки), циновки, кули; плели лапти, корзины, вили веревки, канаты, выделывали деревянную посуду и домашнюю утварь. Изготавливали сани, колеса, лодки. Продолжает свое развитие лесопереработка. Крестьяне на продажу заготовляли лыко и мочало, ткали мочальные рогожи(мешки), циновки, кули; плели лапти, корзины, вили веревки, канаты, выделывали деревянную посуду и домашнюю утварь. Изготавливали сани, колеса, лодки. Новшеством стало изготовление гнутой и плетеной мебели: сундуков, диванов, кресел, стульев и т.д. Новшеством стало изготовление гнутой и плетеной мебели: сундуков, диванов, кресел, стульев и т.д.
В свободное от земледельческих работ время все большее число крестьян занимается отходничеством, т.е. нанимается на лесорубные работы и сплав леса (лашманы), а также лесопильные работы, грузчиками на пристанях, бурлаками, занимается извозом. В свободное от земледельческих работ время все большее число крестьян занимается отходничеством, т.е. нанимается на лесорубные работы и сплав леса (лашманы), а также лесопильные работы, грузчиками на пристанях, бурлаками, занимается извозом.
Некоторые зажиточные марийцы владели водяными и ветряными мельницами, кузницами; красильными, кирпичными, овчинно-дубильными, зерносушильными, гончарными заведениями. Некоторые зажиточные марийцы владели водяными и ветряными мельницами, кузницами; красильными, кирпичными, овчинно-дубильными, зерносушильными, гончарными заведениями. Занимались скупкой и перепродажей крестьянских изделий и промышленных товаров, получая немалые барыши. Занимались скупкой и перепродажей крестьянских изделий и промышленных товаров, получая немалые барыши.
К середине 19 века традиционное жизнеобеспечение марийцев претерпело заметные перемены. Хотя определяющим оставался прежний натурально- патриархальный уклад хозяйственной жизни, марийцы все более втягивались в развивающиеся товарно-денежные капиталистические отношения. Середняцкие и бедняцкие хозяйства составляли большинство. Зажиточных и беднейших(без лошади и коровы) хозяйств среди марийцев было немного. К середине 19 века традиционное жизнеобеспечение марийцев претерпело заметные перемены. Хотя определяющим оставался прежний натурально- патриархальный уклад хозяйственной жизни, марийцы все более втягивались в развивающиеся товарно-денежные капиталистические отношения. Середняцкие и бедняцкие хозяйства составляли большинство. Зажиточных и беднейших(без лошади и коровы) хозяйств среди марийцев было немного.