Рассматриваемые вопросы: 1.Конкуренция и особенности совершенной конкуренции как разновидности рыночной структуры. 2.Поведение фирмы в условиях совершенной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Поведение фирмы- ценополучателя Решения задачи максимизации прибыли фирмы ценополучателя: кривая предложения, точка закрытия «Излишек производителя» и.
Advertisements

Теория поведения производителя: кривые издержек и поведение фирмы-ценополучателя Кривые издержек в краткосрочном периоде: поведение и взаимосвязи Издержки.
1. Основы теории спроса и предложения [12 марта]. 2. Эластичность спроса и предложения [20 и 28 марта]. 3. Равновесие рынка. Излишки потребителей и производителей.
Фирма как совершенный конкурент. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Типы рыночных структур: совершенная конкуренция чистая монополия.
Модель рынка совершенной конкуренции. В экономической теории принято выделять четыре базовых модели следующих критериев: Количество и размеры фирм в отрасли;
Рассматриваемые вопросы: 1)излишек потребителей и производителей в условиях равновесия; 2) изменение общественного благосостояния вследствие вмешательства.
Применение функций в экономике. Функции находят широкое применение в экономической теории. Спектр используемых функций весьма широк от простейших линейных.
ТЕМА 6. ТЕОРИЯ ПОВЕДЕНИЯ ФИРМЫ НА РЫНКЕ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ Микроэкономика проф. Нестерова Д.В.
1 МИКРОЭКОНОМИКА, Часть 1 Лекции 19 и декабря 2009 г. к.э.н., доцент Боголюбова Н.П. Уральский государственный университет им. А.М. Горького Экономический.
ТЕМА 8. ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ.
Рынки с интенсивной конкуренцией Совершенная конкуренция.
Кривые спроса и общего дохода для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции
1 Тема7. Рынок совершенной конкуренции План лекции 1.Характерные черты рынка совершенной конкуренции. Спрос и предельный доход конкурентной фирмы. 2.Условие.
Использование понятия производной в экономике. Рассмотрим функциональную зависимость издержек производства о количества выпускаемой продукции. Обозначим:
Тема 2.2. Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Спрос, предложение и рынок Рынок- набор соглашений с помощью которых покупатели и продавцы товаров вступают с в контакт по поводу купли-продажи данного.
ТЕМА 7 Теория производства. Вопросы: 1. Основные категории анализа 2. Производство с одним переменным фактором 3. Выбор производственной технологии.
ТЕМА 9. ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИИ. 1. Недостатки совершенной конкуренции и их преодоление в условиях различных типов рыночных структур. 2.
Транксрипт:

Рассматриваемые вопросы: 1. Конкуренция и особенности совершенной конкуренции как разновидности р-ночной структуры. 2. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции в краткосрочном периоде. 3. Поведение конкурентной фирмы в долгосрочном периоде. Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции Алферова Любовь Алексеевна доцент кафедры экономики экономического факультета ТУСУР Тема вебинара по дисциплинам (экономическая теория-1, микроэкономика, экономика)

Объект изучения: влияние конкуренции на общую экономическую активность производителей через взаимодействие цены и выпуска Рыночная структура - условия, в которых протекает р-ночная конкуренции Конкуренция происходит в разных типах р-ночных структур, но интенсивность ее различна! Конкуренция – процесс борьбы между участниками р-ночных отношений за наиболее выгодные условия производства, распределения, обмена и потребления продуктов с целью максимизации полезности (для потребителя) или прибыли (для производителя)

Соперничество между имеющимися конкурентами Угроза появления новых конкурентов Угроза появления товаров- субститутов Способность покупателей торговаться Способность поставщиков торговаться Пять сил, определяющих конкуренцию в любой отрасли (по М. Портеру из книги «Международная конкуренция»)

Институциональные переменные, определяющие тип р-ночной структуры Характер продукции Количество фирм и их величина Легкость входа и выхода Контроль над ценами Поведенческие переменные, определяющие тип р-ночной структуры Целевая функция Стратегическая переменная Ожидания относительно действий соперников Доступ к информации

Совершенная (чистая) конкуренция Рыночная структура, при которой множество продавцов желают продать однородный товар и множество покупателей, стремящихся купить этот товар В чистом виде такое состояние отсутствует в реальной жизни, но изучение ее важно, чтобы понять другие р-ночные структуры!

Характер продукции Количество фирм и их величина Легкость входа и выхода Контроль над ценами Целевая функция Стратегическая переменная Ожидания относительно действий соперников Однородная продукция Очень много Всем субъектам доступна полная информация Максимизация прибыли в краткосрочном периоде Выпуск при заданной цене Отсутствуют, так как соперников очень много Свободный вход и выход Структурные переменные совершенной конкуренции Доступ к информации Отсутствует

Кривая спроса в отрасли и для отдельного производителя Кривая спроса на отраслевом р-нке имеет обычный вид Линия спроса для фирмы - горизонтальна

Определение величин и функций среднего и предельного дохода исходя из горизонтальной и убывающей функции спроса Запишем функцию выручки, используя обратную функцию спроса Запишем функцию предельной выручки, беря производную выручки по Q Запишем функцию средней выручки

Выводы Пересечение кривых р-ночного спроса и предложения формируют цену равновесия и равновесный объем в отрасли. Отдельный производитель принимает цену р-ночного равновесия и становится ценополучателем. Цена служит своеобразным сигналом для принятия решения фирмой. Кривая спроса на продукцию отдельной фирмы представляет собой горизонтальную линию! Горизонтальная линия спроса отражает отсутствие (крайне незначительное) влияние производителя на цену товара.

Пример 1. Определите средний и предельный доход конкурентной фирмы, если в отрасли находятся 20 фирм. Пример 1. Определите средний и предельный доход конкурентной фирмы, если в отрасли находятся 20 фирм. Решение

Отдельный производитель (маленькая фирма) ведет себя по разному в коротком и длинном периодах Краткосрочный период Долгосрочный период Период времени, в котором изменяются переменные факторы при неизменности постоянных факторов Период времени, в котором все факторы становятся переменными (изменяющимися)

Определение оптимального выпуска в краткосрочном периоде методом сравнения объема выручки и общих издержек Выпуск в точке безубыточности TR = TC Кривая прибыли Наклон линии TR = наклону линии ТС

Наклон кривой выручки Чему равен наклон линии TR1?

Пример 2. По каким ценам продавал свою продукцию мелкий предприниматель, если в течение трех лет выпуск был одним и тем же, но функции выручки были разными: Решение Предположим, что выпуск был равен 5 ед. Если информация о выпуске предпринимателя отсутствует, то ответ может быть дан в следующем виде: высокая цена была во втором году, средняя цена - в первом году и низкая цена - в третьем году.

Определение оптимального объема выпуска методом сравнения предельного дохода и предельных издержек

Из курса математики известно условие максимизации первого порядка (условие необходимости) где Отсюда, необходимое условие максимизации прибыли представляет собой равенство предельного дохода и предельных издержек!

Условие максимизации прибыли второго порядка (условие достаточности) МС пересекает линию цены в двух точках. В т. Е фирма несет убытки АТС пересекает линию цены в двух точках. В интервале т. F и F фирма имеет прибыль 1. Прибыль максимальна тогда, когда наклон линии МС больше наклона линии MR (или Р). 2. Кривая МС должна пересекать линию цену снизу.

Модель максимизации совокупной прибыли для фирмы- цена получателя Величина прямоугольника Р*ЕСВ = отрезку ЕС на нижнем графике Нуреев Р.М., автор учебника «Курс микроэкономики», называет данную модель «Допредельная фирма со сверхприбылью»

Модель минимизации совокупных убытков в краткосрочном периоде Величина прямоугольника ВСКF = отрезку ЕС на нижнем графике

Пример 3. На отраслевом р-нке установилась цена равная 10 ден. ед. Какую прибыль (убытки) получит конкурентная фирма, если общие издержки фирмы = Решение Запишем функцию МС Приравняем Р и МС Рассчитаем выручку Определим величину прибыли Рассчитаем общие издержки 5. Убытки

Точка закрытия фирмы Или Нуреев Р.М., автор учебника «Курс микроэкономики», называет данную модель «Предельная фирма»

Кривая предложения фирмы (S) в краткосрочном периоде Q опт – критический выпуск, при котором потери фирмы равны FC У фирмы есть два пути, если цена установиться на уровне AVCmin: 1) выпускать Q опт и надеяться на рост цены на товар в будущем; 2) покинуть отрасль и заняться другим делом. У фирмы есть два пути, если цена установиться на уровне AVCmin: 1) выпускать Q опт и надеяться на рост цены на товар в будущем; 2) покинуть отрасль и заняться другим делом.

Излишек производителя в краткосрочном периоде Площадь фигуры, находящаяся под линией цены и над кривой МС Площадь прямоугольника Р*ЕКF

Факторы, воздействующие на кривую МС индивидуальных фирм Размер фирм в отрасли Цены переменных ресурсов, используемых в отрасли Технологии, применяемые в отрасли Чем меньше фирма, тем ближе к началу координат будет расположена кривая МС Чем больше будет изменение цен переменных ресурсов тем выше и правее будет располагаться кривая МС Применение более современных технологий уменьшают предельные издержки и сдвигают кривую МС вниз

Кривая р-ночного предложения в отрасли с совершенной конкуренцией Кривая отраслевого предложения МСобщ определяется суммированием кривых предложения фирм по горизонтали, записанных через q Пример 4. Записать прямую функцию предложения фирмы, если

Если была цена Р1*, то вхождение новых фирм в отрасль будет способствовать росту Qs р-н и смещению кривой S1 в положение S2. При данной цене Р2* возможно установление долгосрочного равновесия. Если сначала была цена Р3 (равновесие, присущее кривой S3), то фирмы будут покидать отрасль и кривая S3 переместится в положение S2. Рост и сокращение объема производства фирмы в долгосрочном периоде

Кривая р-ночного предложения в отрасли с возрастающими издержками Рост спроса привел к росту цены, и соответственно, к увеличению прибыли и притоку новых фирм в отрасль Под воздействием роста числа фирм предложение в отрасли возрастает: переход из точку Е0 в точку Е1 Если цена вернется на исходный уровень Р0, то фирмы понесут убытки и покинут отрасль: переход из точки Е1 в точку Е0 Долгосрочная кривая S долг является возрастающей

Кривая р-ночного предложения в отрасли с убывающими издержками Рост спроса привел к росту цены, и соответственно, к увеличению прибыли и притоку новых фирм в отрасль Под воздействием роста числа фирм предложение в отрасли возрастает: переход из точку Е0 в точку Е1, но цена снижается Долгосрочная кривая S долг является убывающей, поскольку наблюдается экономия на масштабах производства у поставщиков ресурсов для данной отрасли

Кривая р-ночного предложения в отрасли с постоянными издержками Рост спроса привел к росту цены, и соответственно, к увеличению прибыли и притоку новых фирм в отрасль Под воздействием роста числа фирм предложение в отрасли возрастает: переход из точку Е0 в точку Е1, но цена остается прежней Долгосрочная кривая S долг является горизонтальной линией, поскольку в такой отрасли цены используемых ресурсов не зависят от количества производимой продукции или числа фирм в отрасли. У фирмы имеется возможность закупать ресурсы по прежней цене.

Отличие равновесия в краткосрочном периоде от равновесия в долгосрочном периоде Состояние экономики, при котором выпуск всех фирм в конкурентной отрасли обеспечивает максимизацию прибыли при условии равенства цены и предельных издержек Р = МС Состояние экономики, при котором выпуск всех фирм в конкурентной отрасли обеспечивает максимизацию прибыли при условии равенства цены и предельных издержек Р = МС Состояние экономики, при котором все фирмы в конкурентной отрасли получают нулевую экономическую прибыль. Должно соблюдаться условие Р = АТСmin Состояние экономики, при котором все фирмы в конкурентной отрасли получают нулевую экономическую прибыль. Должно соблюдаться условие Р = АТСmin Краткосрочное равновесие Долгосрочное равновесие

Отличие кривых предложения фирм в разных периодах Краткосрочный период Долгосрочный период Р = AVCmin Р = ATCmin Начало движения кривой предложения фирмы

Достоинства совершенной конкуренции Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы эффективно и, таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей (это достигается при Р = МС) Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию в длинном периоде с минимальными средними издержками и продавать ее по цене, соответствующую этим издержкам (это достигается при Р = АТСmin) В отрасли с совершенной конкуренцией в долгосрочном периоде у всех фирм издержки должны быть одинаковы!!! Совершенная конкуренция способствует унификации и стандартизации продукции

Недостатки совершенной конкуренции Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, учитывают лишь те издержки, которые окупаются, и не задумываются о побочных эффектах (отрицательных и положительных). Возможно перепроизводство или недопроизводство частных благ. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, не заинтересованы в производстве общественных благ, которые не могут быть разделены, оценены и проданы каждому потребителю. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, не способны обеспечить существенную концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП, хотя, зачастую, раньше других осуществляют производство новинок. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции, не учитывают разнообразные потребности покупателей и выпускают только однородную продукцию.

Задание на дом 1. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Какая цена должна установиться на р-нке, чтобы фирма получала нормальную прибыль, если Задание на дом 1. Фирма работает в условиях совершенной конкуренции. Какая цена должна установиться на р-нке, чтобы фирма получала нормальную прибыль, если Задание на дом 2. Какую совокупную прибыль (убытки) получит конкурентная фирма, если р-ночная цена равна 20 д.ед., FC = 40 д.ед., а функция предельных издержек имеет вид Задание на дом 2. Какую совокупную прибыль (убытки) получит конкурентная фирма, если р-ночная цена равна 20 д.ед., FC = 40 д.ед., а функция предельных издержек имеет вид

Желаю успехов!