Гильдия Маркетологов. Игорь Березин Что происходит с российским потребителем и потребительским рынком? 29 сентября 2014
Гильдия Маркетологов. Игорь Березин Макроэкономический анализ Планирование и прогнозирование Сегментирование и позиционирование Исследования рынка и потребителей Аудит маркетинга и рыночной стратегии Ведущий эксперт исследовательского холдинга Romir Председатель СД нескольких полиграфических компаний Партнер консалтинговой компании Semperia M&S С 2005-го года в Тор 5 российских консультантов по маркетингу Автор 15 монографий по экономике и бизнесу Президент Гильдии Маркетологов – – – 43
Гильдия Маркетологов. Тезисы выступления 1. Реальные темпы роста российской экономики снизились практически до нуля. Однако, номинальный (инфляционный) рост сохраняется. 2. Номинальные доходы населения продолжают расти на 7-9% в год, и это создает потенциал для номинального роста всех потребительских рынков. 3. Темпы роста потребительского кредитования снизились, а задолженность по необеспеченным потребительским кредитам создает давление на покупательную способность населения. 4. Темпы прироста банковских сбережений населения сократились, и это создает дополнительные ресурсы для роста потребления.
Гильдия Маркетологов. Тезисы (5 – 7) 5. Доходы различных групп населения растут неравномерно. Медленнее других растут доходы у «среднего класса». Это сказывается на динамике различных ценовых сегментов на многих рынках. На многих рынках наблюдается размывание «среднего ценового сегмента». 6. Расходы на товары длительного пользования сокращаются в номинальном выражении. Особенно сильное падение наблюдается на рынке легковых автомобилей. 7. На рынках товаров повседневного потребления (продукты питания, непродовольственные товары повседневного спроса) после 8 месяцев номинального снижения (октябрь 2013 – апрель 2014-го) наступила стабилизация. Это связано со «зрелостью» большинства этих рынков.
Гильдия Маркетологов. Квартальные темпы роста ВВП, в % (Данные – Росстат)
Гильдия Маркетологов. Реальные темпы роста российского ВВП гг. и прогноз на 2014 – 2015 гг.
Гильдия Маркетологов. Темпы роста крупнейших экономик. Россия в 2013-м росла медленнее всех Темп роста / снижения, %;
Гильдия Маркетологов. ВВП – поток расходов В % от 66,5 трлн. руб. = 2080 млрд. дол. США
Гильдия Маркетологов. Ключевые драйверы ВВП Внутреннее потребление Инвестиции Экспорт
Гильдия Маркетологов. Российский экспорт. Млрд. USD (Данные – Росстат)
Гильдия Маркетологов. Нефть и золото ( )
Гильдия Маркетологов. «Естественная» и фактическая цена на нефть Номинально, USD, среднее значение 1-го кв.
Гильдия Маркетологов. Реальные темпы роста инвестиций в экономику России гг. и прогноз на 2014 – 2015 гг.
Гильдия Маркетологов. Номинальный объем российского ВВП гг. и прогноз до 2016 г. Трлн. Руб.
Гильдия Маркетологов. Доля совокупных доходов населения в ВВП В %
Гильдия Маркетологов. Динамика совокупных доходов населения трлн. руб.
Гильдия Маркетологов. Средняя заработная плата номинально растет Динамика средней заработной платы, тыс. руб. в месяц
Гильдия Маркетологов. Объем совокупных потребительских расходов (Конечное потребление домашних хозяйств); трлн. руб. Объем совокупных потребительских расходов (Конечное потребление домашних хозяйств); трлн. руб.
Гильдия Маркетологов. Доходы и расходы населения в 1-м квартале 2014-го Совокупные доходы – 9,78 трлн. Руб. + 7,5% (за год) Расходы на покупку товаров 6,05 трлн. Руб. (+10%) Расходы на оплату услуг 1,7 трлн. (+13%) Обязательные платежи – 1,15 трлн. Руб.(+ 21%) Прирост сбережений в банках – 0,05 трлн. руб. – сокращение в 17 раз! Покупка валюты – 0,7 трлн. руб. – рост в два раза.
Гильдия Маркетологов. Доходы и расходы населения в 1-м полугодии 2014-го Совокупные доходы – 21,55 трлн. Руб. + 8,8% ( к 1-му пол го ) Расходы на покупку товаров 12,55 трлн. Руб. (+8,65%) Расходы на оплату услуг 3,5 трлн. (+13%) Обязательные платежи – 2,5 трлн. Руб.(+ 18%) Прирост сбережений в банках – 1,23 трлн. руб. – сокращение (прироста) в 1,5 раза! Покупка валюты – 1,25 трлн. руб. (+ 59%)
Гильдия Маркетологов. Объем кредитной задолженности физических лиц… рост продолжается…темпы снижаются Росстат. Трлн. Руб.
Гильдия Маркетологов. Темп роста кредитной задолженности физических лиц. % годовых
Гильдия Маркетологов. Доля кредита (задолженности физлиц на конец года) в совокупных потребительских расходах, % Расчеты – Березин И.С.
Гильдия Маркетологов. Отношение кредитов к депозитам населения, 2006 – 2014 (по кварталам), % Данные – Росстат. Расчеты – Березин И.С.
Гильдия Маркетологов. Сбережения растут, замедляясь (депозиты, акции, покупка валюты и недвижимости) Сбережения растут, замедляясь (депозиты, акции, покупка валюты и недвижимости)
Гильдия Маркетологов. Вклады населения (на конец года). Трлн. руб., офиц., Прогноз
Гильдия Маркетологов. Темп роста вкладов населения. %, офиц., Прогноз
Гильдия Маркетологов. Ценные бумаги у физических лиц (на конец года) и темпы роста – Прогноз
Гильдия Маркетологов. Заработная плата: децили. Тыс. руб. Медиана 2008 = 12000; 2011 = руб.; 2013 = 21000
Гильдия Маркетологов. Распределение по семейному доходу, 1-е пол (семья из трех человек) Данные - Росстат, Расчеты – Березин И.%
Гильдия Маркетологов. Распределение по семейным расходам в 2014-м (семья из трех человек) Данные - Росстат, Расчеты – Березин И.%
Гильдия Маркетологов. Структура потребительских расходов странах БРИК (2010, %) Источник – Goldman Sachs
Гильдия Маркетологов. Изменение структуры потребительских расходов в России %. Данные: Росстат, расчеты - автора
Гильдия Маркетологов. Темпы роста продаж легковых автомобилей в гг. Шт. Данные – АЕБ, комитет авто- производителей, %
Гильдия Маркетологов. Объем и динамика по маркам на авторынке й год (1-е пол). Данные – «Автостат»
Гильдия Маркетологов. Годовые продажи новых автомобилей в России. Тыс. шт. Данные - АЕБ
Гильдия Маркетологов. Годовые продажи новых автомобилей в России. Млрд. руб. Эксп. оценка
Гильдия Маркетологов. Годовые продажи новых автомобилей в России. Млрд. дол. США.
Гильдия Маркетологов. Средняя цена нового автомобиля в России. Тыс. руб.
Гильдия Маркетологов. Средних зарплат в одном новом автомобиле. Шт.
Гильдия Маркетологов. Динамика рынка продуктов питания (без алкоголя и табака) гг. Трлн. руб.
Гильдия Маркетологов. Методология Ромир Панельное исследование с выборкой – 3600 домохозяйств (более индивидуальных потребителей) в 32 городах России с населением более чел. Сканирование штрих-кодов всех купленных и принесенных домой товаров. Количество товарных категорий не ограничено; Заполнение онлайн дневника с указанием стоимости/количества совершенных покупок, розничных магазинов, подробной информации о покупателях и потребителях Факт совершения покупки подтверждается сканированием штрих кода и чеками, которые направляются в Romir Panel для контроля. Ежедневный онлайн доступ к панели стам; Всесторонний, ежедневный контроль по различным характеристикам.
Гильдия Маркетологов. Распределение панелистов (Ромир) и населения (Росстат) по душевому доходу В %
Гильдия Маркетологов. Сбор информации Панель позволяет получать данные о том, какие продукты покупаются, когда, где, в каком количестве, по какой цене и какими домохозяйствами КТО? ГДЕ? РОЗНИЧНЫЕ МАГАЗИНЫ Продуктовые, магазины «через прилавок», сетевые гипермаркеты Ашан, Метро и др. ДОМОХОЗЯЙСТВА/ ЧЛЕНЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ Возраст, пол, наличие детей, доход и т.д. ПРОДУКТЫ Марка, категория, продукты со штрих кодом, цена, упаковка, конкуренты Время и показатели ЧТО?
Гильдия Маркетологов. Индекс повседневных потребительских расходов в гг. Источник - Ромир 100% - значение соответствующего месяца предыдущего года
Гильдия Маркетологов. Индекс повседневных потребительских расходов в гг. Источник - Ромир 100% - значение соответствующего сезона предыдущего года
Гильдия Маркетологов. Индекс повседневных потребительских расходов в гг. Источник - Ромир 100% - значение весны 2008-го года
Гильдия Маркетологов. Темпы роста повседневного потребления; 2009 – 2013, 1 кв. 14 Источник - Ромир
Гильдия Маркетологов. Как изменился стиль покупок? Данные: Ромир, апрель 2014 Ничего не изменилось - совершаю покупки, как и раньше – 41% Чтобы сэкономить, я покупаю те же товары, но в меньшем объеме – 19% Я покупаю упаковки большего размера по более выгодной цене – 18% Пробую покупать другие марки товаров по более выгодной цене – 23% Вообще отказываюсь от ряда категорий товаров в целях экономии – 13% Посещаю большее число магазинов в поисках более выгодных цен -18% Делаю запасы определенных товаров, когда нахожу их по выгодным ценам – 20%
Гильдия Маркетологов. Гильдия Маркетологов Девиз - Вместе мы можем больше! Позиционирование – социальная сеть профессиональных контактов УТП - Повышение персонального профессионального уровня своих членов Маркетинг – система управления разработкой и продвижением товаров и услуг, обладающих ценностью для потребителя, производителя и общества в целом на основе комплексного анализа рынка. Настоящее определение принято расширенным Советом НП «Гильдия Маркетологов» в ноябре 2010-го года Гильдия основана в 2001 году Гильдия основана в 2001 году Объединяет более 250 профессионалов в области маркетинга из России, Казахстана, Украины, Болгарии, Германии др. стран Объединяет более 250 профессионалов в области маркетинга из России, Казахстана, Украины, Болгарии, Германии др. стран ; ;
Гильдия Маркетологов. Цели Гильдии -Содействие личному профессиональному росту членов Гильдии; Профессиональное общение и обмен: опытом, мнениями, знаниями, информацией, технологиями; проведение дискуссий, круглых столов, обсуждение в он- и офф-лайне; привлечение к проектам. -Развитие маркетинга в России. Совместная реализация и поддержка в реализации социально значимых проектов. Поддержка системы маркетингового образования. Поддержка конференций по маркетингу. Деятельное участие в формировании цивилизованного рынка маркетинговых услуг, установлении взаимопонимания между участниками рынка, урегулировании споров и конфликтов. -Поддержка формирования социально-ориентированной рыночной экономики в России. Содействие экономическому росту и повышению благосостояния населения путем повышения качества: товаров и услуг, управления и распределения; информационного обмена и популяризации идей. 51
Гильдия Маркетологов. Принципы Гильдии Членами Гильдии являются профессионалы маркетинга, а не компании и / или организации Основным источником финансирования являются членские взносы. Президент, члены Совета, Комитетов работают на общественных началах. Гильдия не конкурирует со своими членами. Коммерческие проекты Гильдия реализует через профессиональных партнеров. Равенство членов Гильдии Добровольность взятых на себя обязательств 52
Гильдия Маркетологов. Некоммерческое партнерство «Гильдия Маркетологов» Объединяет на условиях персонального членства: Владельцев и руководителей предприятий и организаций с маркетинговым мышлением Ведущих специалистов и руководителей маркетинговых подразделений производственных, торговых и сервисных компаний, организаций Преподавателей, авторов книг по маркетингу, менеджеров в системе маркетингового образования Консультантов по маркетингу и брендингу Исследователей - Руководителей и ведущих специалистов исследовательских компаний Коммуникаторов - специалистов рекламных, PR, DM, BTL агентств, редакторов профильных СМИ, сотрудников общественных организаций и объединений, организаторов выставок и конференций. Специалистов в области инетернет-маркетинга и маркетинга в социальных сетях
Гильдия Маркетологов. Возможности членов Гильдии Обращаться к любому члену Гильдии с вопросом, предложением, за советом, помощью. Разместить свою страницу на сайте Гильдии. Разместить свою вакансию или резюме на сайте Глиьдии. Размещать свои статьи, рецензии, интервью на сайте Гильдии. Включать новости о себе и своей компании в еженедельную рассылку Сайта Гильдии (один раз в месяц). Сделать «маркетинговый портрет» родного города и разместить его на сайте Гильдии. Участвовать в онлайн и оффлайн обсуждениях, дискуссиях; в нашей социальной сети и группе на Facebook. Участвовать в опросах, проводимых Гильдией Организовать в своем городе: семинар, учебную программу, конференцию; и получить информационную и интеллектуальную поддержку Гильдии. Организовать в своем городе: клуб маркетологов, «круглый стол бизнеса и маркетинга», городское объединение членов Гильдии (min – 7 чел). Предложить Совету Гильдии свой проект (идею, инициативу) для обсуждения, совместной реализации.
Гильдия Маркетологов. Обязанности члена Гильдии Следовать этическим принципам Гильдии. Отзываться на сообщения от других членов Гильдии, отвечать на письма, предложения, вопросы. Ответ не обязательно должен быть положительным, но ответ обязательно ДОЛЖЕН БЫТЬ. При любой уместной возможности продвигать концепцию. цивилизованного маркетинга в России и Гильдию Маркетологов. Участвовать в Ежегодном опросе Гильдии. Своевременно уплачивать членские взносы.
Гильдия Маркетологов. Ключевые мероприятия. Что конкретно мы делаем: Ежегодный опрос «О состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых услуг». С 2001-го года. Ежегодная Церемония награждения победителей по результатам опроса Гильдии Маркетологов. С 2004 года. Сайт Гильдии, как основная информационная площадка общения профессионалов в маркетинге, С 2002-го года. Новостная рассылка Сайта Гильдии (2750 подписчиков). С 2004-го года. С ноября 2008-го – еженедельная. Дискуссионный клуб Гильдии – ежемесячные встречи. С 2005-го года. Конкурс Дипломных работ по маркетингу, совместно с РЭА им. Плеханова. С 2004-го года. 56
Гильдия Маркетологов. Ключевые мероприятия. Что конкретно мы делаем: Издание Справочника «Маркетинг в России». С 2005-го года. Поддержка Учебных программ по маркетингу. С 2003-го года. Поддержка значимых конференций. С 2004-го года. Определение Топ-100 лучших книг по маркетингу. С 2006-го года Группа «Marketers Guild» в Facebook, с 2011-го года (более 1000 участников), и другие информационные площадки. Церемония награждения «За заслуги в маркетинге». С 2012-го года. 57
Гильдия Маркетологов СЕНТЯБРЯ 2014 Спасибо за внимание! С уважением, Игорь Березин: Аудит маркетинга Корпоративные и открытые семинары Маркетинговые исследования Модерация конференций Макроэкономический анализ, планирование и прогнозирование