Рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации по мониторингу административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды Ярославль, 20 ноября 2014 г. Шипунов Владимир Александрович Заместитель начальника Аналитического управления ФАС России, к.э.н.
2 Мониторинг проводится в рамках внедрения Требования «Проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона» Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Мониторинг – периодическая оценка текущей ситуации с последующим анализом выявленных тенденций и проблем
3 Мониторинг состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона, осуществляемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в соответствии с требованием 5 Стандарта, включает в себя: - мониторинг административных барьеров и оценки состояния конкурентной среды субъектами предпринимательской деятельности; - мониторинг удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках региона и состоянием ценовой конкуренции; - мониторинг удовлетворенности субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг качеством (уровнем доступности, понятности и удобства получения) официальной информации о состоянии конкурентной среды на рынках товаров и услуг региона и деятельности по содействию развитию конкуренции в регионе; - мониторинг деятельности субъектов естественных монополий локального и регионального уровня.
4 Данные мониторинга состояния и развития конкурентной среды используются: - при разработке регионального доклада о состоянии конкурентной среды в субъекте Российской Федерации; - при подготовке доклада Минэкономразвития России о мерах по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности, реализованных в субъекте Российской Федерации (Указ Президента РФ от 04 ноября 2014 г. 705, распоряжение Правительства РФ от р) - При формировании Доклада ФАС России о состоянии конкуренции в Российской Федерации (разрабатывается в соответствии с пунктом 10 части 2 статьи 23 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции» и поручениями Правительства РФ от ИШ-П и от ИШ-П )
5 Результаты мониторинга также рекомендуется использовать: - при формировании и корректировке Перечня приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации; - при разработке и реализации плана мероприятий «дорожной карты» по содействию развитию конкуренции в регионе.
6 Состояние конкурентной среды в регионе рекомендуется оценивать с использованием следующих данных: - структурные показатели, характеризующие количественный и качественный состав хозяйствующих субъектов в регионе; - результаты опросов хозяйствующих субъектов и потребителей; - оценка состояния конкурентной среды со стороны общественных организаций предпринимателей; - данные международных рейтингов (при наличии).
7 Одной из определяющих характеристик состояния конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации является достижение целевых показателей региональной «дорожной карты». С 2015 года степень достижения указанных показателей будет учитываться ФАС России при расчете рейтинга субъектов Российской Федерации по состоянию конкуренции (во исполнение поручения Президента РФ 1092 от )
8 По каждому рынку, вошедшему в Перечень, рекомендуется определять (непосредственно органами власти региона или привлеченными экспертами): - наличие хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке; - долю государственных и муниципальных предприятий на рынке; - сегменты рынка, на которых в силу нормативных требований или объективных причин могут осуществлять деятельность только государственные и (или) муниципальные организации; - административные, экономические, технологические и иные барьеры, затрудняющие предпринимательскую деятельность на рынке; - оценки масштабов «теневой» доли рынка (по данным экспертов, при наличии); - характеристику состояния конкуренции на рынке в регионе (с развитой конкуренцией, недостаточно развитой конкуренцией, неразвитой конкуренцией).
9 При подготовке запроса информации в территориальные органы ФАС России следует учитывать: - Указанные органы исследуют ограниченное количество рынков, необходимое для выполнения ими контрольно-надзорных функций в соответствии с законодательством - В связи с этим антимонопольные органы могут предоставить органам власти региона информацию только по тем рынкам, анализ которых проводился по поручениям федеральных органов власти, либо по рынкам, которые исследовались в рамках рассмотрения дел, возбужденных по признакам нарушения антимонопольного законодательства, либо в рамках государственного контроля экономической концентрации.
10 Состояние конкуренции на товарных рынках региона, уровня (наличия) административных барьеров может оцениваться, в том числе, по наличию жалоб в надзорные органы по данной проблематике и динамике их поступления в сравнении с предыдущим отчетным периодом. В рамках мониторинга может использоваться информация о правоприменительной практике территориальных органов ФАС России в отношении региональных и муниципальных органов власти в законную силу в отраслевом разрезе и по направлениям деятельности.
11 Рекомендации по минимизации избыточных барьеров предпринимательской деятельности - отмена административных процедур, предусмотренных административными регламентами и признанных избыточными; - минимизация времени рассмотрения документов (заявления), на право осуществления предпринимательской деятельности; - минимизация состава документов, представляемых на право осуществления предпринимательской деятельности - повышение гласности в процессе рассмотрения документов на право осуществления предпринимательской деятельности; - облегчение доступности финансовых ресурсов для предпринимателей (государственные преференции, льготное кредитование, бизнес- инкубаторы, информационная поддержка и т.п.) Минимизация барьеров осуществляется путем включения соответствующих мероприятий в «дорожную карту» либо путем оперативного решения вопроса.
12 Примерный план ежегодного доклада «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъекта Российской Федерации» 1. Значимость защиты и развития конкуренции для социально- экономического развития региона. 2. Состояние конкурентной среды в субъекте Российской Федерации 2.1. Структурные признаки состояния конкуренции (по данным Росстата, органов власти субъекта Российской Федерации и иных органов власти) Оценки состояния конкуренции по результатам опросов хозяйствующих субъектов 2.3. Оценка состояния конкуренции в регионе со стороны общественных организаций предпринимателей и с использованием данных международных рейтингов (при наличии) 2.4. Оценка состояния конкуренции в субъекте Российской Федерации по результатам межрегионального сравнения Результаты мониторинга состояния и развития конкурентной среды на приоритетных социально значимых рынках субъекта Российской Федерации, по каждому рынку, вошедшему в перечень
13 Примерный план ежегодного доклада «Состояние конкурентной среды на рынках товаров и услуг субъекта Российской Федерации» 3. Деятельность исполнительной власти субъекта Российской Федерации по развитию конкуренции в регионе в отчетный период 3.1. Реализация действующих (до внедрения Стандарта) региональных «дорожных карт», региональных программ, включающих меры по развитию конкуренции (в случае наличия таких дорожных карт и программ) 3.2. Реализация мероприятий по развитию конкуренции в рамках внедрения Стандарта 3.3. Примеры эффективных действий региональных органов власти по развитию конкуренции в субъекте Российской Федерации. 4. Деятельность органов местного самоуправления (если эти органы власти осуществляли значимые действия по развитию конкуренции) 5. Выводы и предложения (в т.ч. характеристика основных проблем в сфере развития конкуренции и направление деятельности регионального органов власти по их решению на среднесрочную перспективу) Приложения
Спасибо за внимание ФАС России Москва, ул. Садовая Кудринская, д (499) , доб