1 «Основные проблемы передачи государственного имущества в концессию или аренду на примере Ростовской области» Сергеева Светлана Михайловна Заместитель руководителя – начальник управления тарифного регулирования отраслей ТЭК Сочи, октября 2014
2 Нормативная правовая база для представления органом регулирования организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды сведений о ценах, значениях и параметрах, а также согласования метода регулирования тарифов и значений долгосрочных параметров регулирования, включаемых в конкурсную документацию Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» Федеральный закон от ФЗ «О концессионных соглашениях» Постановление Правительства РФ от «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» Слайд 1
3 Противоречия в нормативной базе, которые сдерживают представление органом регулирования организатору конкурса согласований метода регулирования и долгосрочных параметров регулирования. Согласование метода регулирования Согласование метода обеспечения доходности инвестированного капитала для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, на основании заключенного концессионного соглашения с ФСТ России не требуется (абзац 8 п.55 Основ ценообразования 1075) Для согласования метода обеспечения доходности инвестированного капитала необходимо соблюдение следующих условий (п.54 Основ ценообразования 1075): регулируемая организация не является МУП либо ГУП; имеется утвержденная схема теплоснабжения; регулируемая организация владеет имуществом на основании концессионного соглашения; др.условия. Слайд 2
4 Продолжение Противоречия в нормативной базе, которые сдерживают представление органом регулирования организатору конкурса согласований метода регулирования и долгосрочных параметров регулирования. Орган регулирования не имеет сведений : о победителе конкурса на право концессии (существует вероятность признания победителем МУП либо ГУП); о владении организацией имуществом на основании концессионного соглашения (так как конкурс еще не состоялся). Проблемы: Предварительное (до начала конкурса) согласование метода регулирования (метод обеспечения доходности инвестированного капитала) может не соответствовать условиям для его использования (организация - победитель может являться МУПом или государственным предприятием). Право владения имуществом на основании концессионного соглашения не подтверждено. Пути решения проблемы: На законодательном уровне определить перечень документов, которые следует представлять организатором конкурса в РСТ, чтобы условия согласования метода RAB были соблюдены. Слайд 3
5 Согласование долгосрочных параметров регулирования Базовый уровень операционных расходов: При 1-м применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала отношение базового уровня операционных расходов к сумме расходов, учтенных в тарифах в предшествующем расчетном периоде регулирования, не может превышать ИПЦ, с учетом планируемого изменения количества активов и объема реализации услуг (п.3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования 1075). Проблемы: В п.3 Правил установления долгосрочных параметров регулирования не указано распространяется ли данное положение в отношении концессионера. Операционные расходы предыдущей организации - МУПа были обоснованы не в полном объеме. Пути решения проблемы: На законодательном уровне определить особенности определения операционных расходов при применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала для концессионера. Слайд 4
6 Норма доходности инвестированного капитала (ИК) На первые 2 года долгосрочного периода регулирования норма доходности инвестированного капитала устанавливается отдельно для капитала, созданного до перехода к регулированию тарифов с применением метода RAB и после такого перехода (п.6 Правил установления долгосрочных параметров регулирования 1075). Норма доходности не может быть меньше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом регулирования (п.63 Методических указаний 760-э). На 2014 минимальная норма доходности утверждена приказом ФСТ от э в следующих размерах: до перехода на RAB – 7,96%, после перехода - 10,96%. Слайд 5
7 Продолжение Норма доходности инвестированного капитала Проблемы: Собственный капитал у концессионера отсутствует. Стоимость заемного капитала не определена, так как конкурс на право заключения концессионного соглашения не проведен, проект инвестиционной программы отсутствует. Методика определения величины средней доходности долгосрочных государственных обязательств, используемая при расчете цены на мощность для поставщиков мощности, утвержденная Минэкономразвития отсутствует. Пути решения проблемы На законодательном уровне установить особенности определения нормы доходности при применении метода обеспечения доходности инвестированного капитала для концессионера. Либо рассмотреть возможность применения утвержденной ФСТ России на 2014 и др. годы нормы доходности. Слайд 6
8 Срок возврата инвестированного капитала Срок возврата равен 20 годам, если иной срок не предусмотрен концессионным соглашением. (п.8 Правил установления долгосрочных параметров регулирования 1075). Проблема: на момент согласования долгосрочных параметров регулирования концессионное соглашение не заключено. По предложению концедента срок возврата инвестированного капитала заявлен 12 лет, срок действия концессионного соглашения 14 лет. Пути решения проблемы: На законодательном уровне установить особенности определения срока возврата инвестированного капитала для концессионера, в увязке со сроком действия концессионного соглашения. Слайд 7
9 Размер инвестированного капитала При 1-м применении метода RAB размер ИК не превышает стоимости производственных объектов, принадлежащих регулируемой организации по данным бухгалтерского учета на 1 января 2010 года с учетом корректировок. (п.4 Правил определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета 1075). Орган регулирования на основе данных о реализации утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации, а также учета полной и остаточной стоимости инвестированного капитала, который ведется регулируемой организацией ежегодно устанавливает базу инвестированного капитала. (п.9 Правил определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета 1075). Слайд 8
10 Продолжение Размер инвестированного капитала Проблема: для установления базы инвестированного капитала на 2-й и 3-й годы долгосрочного периода регулирования необходимы данные о реализации утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации, а также данные учета полной и остаточной стоимости инвестированного капитала. Инвестиционная программа будет утверждаться для победителя конкурса (концессионера), который на момент согласования долгосрочных параметров регулирования не определен. Проект инвестиционной программы с указанием объемов и источников финансирования, в т.ч. за счет средств концессионера, также не утвержден (так как отсутствует победитель конкурса). В связи с чем размер инвестированного капитала органом регулирования до момента заключения концессионного соглашения не может быть определен и согласован. Слайд 9
11 Продолжение Размер инвестированного капитала Пути решения проблемы: На законодательном уровне определить перечень документов, которые должен представить организатор конкурса органу регулирования для согласования размера инвестированного капитала: проект конкурсной документации; проект концессионного соглашения; согласованный концедентом проект инвестиционной программы; проект задания, включаемого в концессионное соглашение, сформированного на основании утвержденной схемы теплоснабжения. Не утверждена форма инвестиционной программы и инструкция по её заполнению, как этого требует п. 2 постановления Правительства РФ от Слайд 10
Задания и минимально допустимые плановые значения показателей деятельности концессионера Отсутствуют точные указания о форме и содержании – Задания и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера. (подпункты 2.3 и 2.4 статьи 22 ФЗ «О концессионных соглашениях») Ввиду того, что инвестиционная программа не входит в состав конкурсной документации, по причине формального отсутствия, до проведения конкурса, теплоснабжающей организации – концессионера, Задание, по смыслу федерального закона, должно включать в себя не только точное описание всей текущей деятельности по производству, передаче и реализации тепловой энергии, но и всех положений будущей инвестиционной программы концессионера. Требуется утверждение формы Задания и минимально допустимых плановых значений показателей деятельности концессионера, а также инструкции по их заполнению. 12 Слайд 11
13 Показатели энергосбережения и энергетической эффективности Показатели энергосбережения и энергетической эффективности устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (п.10 Правил определения стоимости активов и инвестированного капитала и ведения их раздельного учета 1075). Проблемы: Так как конкурс еще не состоялся: - программа энергосбережения для будущего концессионера не утверждена; величина представленных концедентом для согласования показателей энергосбережения (НУР, потери тепловой энергии и т.д.) зависит от объема мероприятий инвестиционной программы, которые в орган регулирования не представлены; не определен период, на который следует согласовывать показатели энергосбережения и энергетической эффективности (на первый долгосрочный период регулирования либо на период действия концессионного соглашения). Слайд 12
14 Пути решения проблемы: На законодательном уровне определить перечень документов, который должен представить организатор конкурса органу регулирования для согласования показателей энергосбережения и энергетической эффективности для будущего концессионера (проект конкурсной документации, проект концессионного соглашения, согласованный концедентом проект инвестиционной программы, либо проект задания, включаемого в концессионное соглашение, сформированного на основании утвержденной схемы теплоснабжения); Определить период, на который следует согласовывать показатели энергосбережения и энергетической эффективности; Определить орган, который утверждает программу энергосбережения для будущего концессионера. Продолжение Показатели энергосбережения и энергетической эффективности Слайд 13
15 Сведения о ценах, значения и параметрах Орган регулирования представляет организатору конкурса сведения о ценах, значения и параметрах (п.89 Порядка представления органом регулирования организатору конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды сведений о ценах, значениях и параметрах) Проблема: Не указан период, на который органом регулирования представляются сведения о ценах и т.п. (1-й ДПР либо период действия концессионного соглашения). Необходимость представления сведений о ценах на электроэнергию, газ по составляющим (оптовая цена, транспортировка, ПССУ), в т.ч. по группам потребителей газа. Пути решения проблемы: На законодательном уровне определить период на который представляются сведения о ценах на энергоресурсы по оставляющим. Слайд 14
Порядок корректировки долгосрочных тарифов Пунктом 59 «Основ ценообразования» установлено, что «при установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода». Но не установлен порядок корректировки долгосрочных тарифов, в случае, если указанный индекс и иные индексы, применяемые при расчёте уровня операционных расходов, потребления ТЭР и т.п., будут отличаться от установленного на последний год планового периода. Подразумевается, что долгосрочные тарифы концессионера будут корректироваться в соответствии с изменёнными индексами, но это требует особого указания в Основах ценообразования и Правилах утверждения тарифа. 16 Слайд 15
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ