Техническое регулирование в строительстве Председатель Межотраслевого Совета РСПП по техническому регулированию и стандартизации в строительной отрасли С.В.Пугачев
Система технического регулирования в строительстве государств-участников СНГ и Евразийского Экономического Союза СНГ Евразийский Экономический Союз Национальный уровень Концепция технического регулирования в государствах – участниках СНГ (Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ от ) Соглашение об общих принципах системы межгосударственных нормативных документов в строительстве ( проект - письмо Минрегиона России от СД/10) Технический регламент ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» (проект - письмо Минэкономразвития России в ЕЭК от г АА/В10 п) ТР РФ «О безопасности зданий и сооружений ТР Белоруссии «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» ТР Казахстана «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» Рекомендации по реализации Концепции тех.регулирования в государствах-участниках СНГ в сфере строительства (приняты Межправительственным Советом по сотрудничеству в строительстве стран СНГ, ноябрь 2010 г.) Межгосударственные строительные нормы (МСН) и правила (МСП) и межгосударственные стандарты (ГОСТ) Своды правил (СНиП РК, ТКП РБ, СП РФ и др.), ГОСТ Р, СТБ, ГОСТ РК и др. Договор об Евразийском Экономическом Союзе (29 мая 2014 года) ….
Проект технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» Разработчик – Российская Федерация (Минрегион России, Госстрой, Минстрой России) Начало общественного обсуждения - 7 февраля 2011 г., внутригосударственное согласование и оценка регулирующего воздействия – декабрь 2011 г.-апрель 2012 г. Замечания и предложения Межотраслевого Совет при РСПП, Рабочей группы 4 Совета по ТР при Минпромторге России на всех этапах ТР рассмотрен, согласован на заседании Правительственной комиссии по ТР 10 апреля 2012 года и внесен в ЕЭК, которая направила его г. в страны-участницы для окончательного согласования На этапе внутригосударственного согласования в России поступили следующие замечания: Замечания Межотраслевого Совет при РСПП от г., письма НОСТРОЙ в Минрегион России от , в Минэкономразвития России (с приложением писем ассоциаций (союзов) от Резолюция Круглого стола ООО «Деловая Россия и Межотраслевого Совета при РСПП от г. Резолюция международной конференции по ТР и стандартизации (г.Челябинск) от г. Минстрой России и Минэкономразвития России без учета поступивших замечаний внесли проект ТР в ЕЭК г. На заседании Совета ЕЭК г. принято решение разработать Концепцию ТР (разработчик – Казахстан), предложения по Концепции подготовлены в рамках бизнес-диалога в РСПП и направлены в ЕЭК, Национальная Палата предпринимателей РК взяла их за основу при разработке Концепции ТР г. создан Подкомитет по вопросам технического регулирования в строительстве при Консультативном комитете по ТР, применению санитарных и фитосанитарных мер Министерству регионального развития РК представить Концепцию в ЕЭК до , рассмотреть ее на заседании Подкомитет в третьей декаде августа 2014 года (протокол от ВК-1356/16).
Протокол рабочего совещания представителей бизнес-диалога стран ТС по Концепции ТР ЕЭС от 18 июня 2014 года 1. В Концепции должны быть отражены: - соответствие объектов ТР требованиям Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле; - опыт ЕС по наднациональному техническому регулированию строительной сферы; - анализ состояния нормативной базы строительной продукции государств-участников ЕЭС. 2. ТР ЕЭС в области строительства должен быть в максимальной степени гармонизирован с Регламентом ЕС 305/2011 Европейского Парламента и Совета от 9 марта 2011 года «Об установлении гармонизированных условий для распространения строительной продукции на рынке и отмене директивы 89/106/ЕС». 3. Объекты технического регулирования ТР ЕЭС в области строительства должны быть аналогичными объектам, установленным в Регламенте ЕС 305/2011. Установление требований к зданиям и сооружениям, их оценке соответствия при этом предусмотреть на национальном уровне государств-участников ЕЭС по аналогии с Регламентом ЕС 305/2011. В ТР ЕЭС «О безопасности строительной продукции» предусмотреть установление базовых требований к зданиям и сооружениям в целях определения существенных требований к строительной продукции по аналогии с Регламентом ЕС 305/2011. Установить в ТР ЕЭС «О безопасности строительной продукции» порядок разработки и установления обязательных существенных требований к строительной продукции, а также к их маркировке в соответствующих межгосударственных стандартах. Обратиться в МГС с предложением установления правил и процедур разработки межгосударственных стандартов на строительную продукцию. Предусмотреть в ТР ЕЭС «О безопасности строительной продукции» презумпцию соответствия строительной продукции существенным требованиям, установленным в межгосударственных стандартах. Закрепить в ТР ЕЭС «О безопасности строительной продукции» определенные формы и схемы подтверждения соответствия для групп строительной продукции в зависимости от их области применения и потенциальной опасности, установить специальные требования к декларации качества строительной продукции по аналогии с Регламентом ЕС 305/2011. Установить в ТР ЕЭС «О безопасности строительной продукции» четкие критерии отнесения строительной продукции к новой не стандартизованной по аналогии с Регламентом ЕС 305/2011, а также требования к уполномоченным организациям, проводящим оценку технической пригодности новой строительной продукции, исключающие их монополию государствах-участниках ЕЭС. Предусмотреть в регламенте ведение единого реестра строительной продукции, имеющей свидетельство о технической пригодности.
3. Минстрою России, Минэкономразвития России, МЧС России, Минюсту России, Роспотребнадзору с участием заинтересованных ФОИВ подготовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты, предусматривающие издание обязательных требований в области проектирования и строительства единственным федеральным органом исполнительной власти (Минстроем России) в форме нормативных правовых актов с согласованием таких требований с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и проведением оценки их регулирующего воздействия в установленном порядке. Срок – 3 сентября 2014 года. 4. Минстрою России, Минпромторгу России, Росстандарту с участием национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере в ходе реализации комплексной программы мероприятий обеспечить гармонизацию российских и европейских стандартов в области строительства (еврокодов) в целях применения передовых инновационных технологий и материалов, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение и повышение энергоэффективности зданий и сооружений. Срок – 17 декабря 2014 года. 6. Минстрою России представить предложения по упрощению и ускорению процедуры подтверждения пригодности для целей строительства новых материалов, изделий, конструкций и технологий; принять дополнительные меры по обеспечению исключения конфликта интересов и монополизации при проведении процедуры подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Срок – 17 апреля 2014 года. 7. Минстрою России, Минпромторгу России, Росстандарту с участием заинтересованных ФОИВ, Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации и национальных объединений саморегулируемых организаций в строительной сфере рассмотреть существующую структуру и практику работы технических комитетов в сфере строительства и представить предложения по их оптимизации. Срок – 3 июня 2014 года. Заседание Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России по вопросу инновационного развития в сфере строительства (протокол от 4 марта 2014 года 2)
Существующие проблемы работы ТК 465 «Строительство» Громоздкая, закрытая и непрозрачная структура ТК: Невозможность организации качественной и оперативной работы, «насыщение» производительности ТК (около 40 стандартов в год) Затягивание исполнение ряда поручений Правительства по гармонизации европейских стандартов Отстранение от участия в работах ТК заинтересованных структур (бизнес-сообщества) Административное давление на разработчиков, коррупционная опасность Конфликт интересов между функциями секретариата ТК 465 (стандартизация и выдача свидетельств о технической пригодности) Дублирование работ и отсутствие координации со смежными ТК Потеря права разработки межгосударственных стандартов на уровне ТС и ЕЭК Полное несоответствие структурам ТК в области строительства на международном, европейском уровне и на уровне стран Таможенного союза и СНГ «Структура национального органа должна в первую очередь отвечать национальным интересам и задачам, в том числе оптимальной управляемости…» Из отчета Д.А.Медведеву по поручению комиссии по модернизации: «Технические комитеты по стандартизации являются независимыми экспертными организациями … и должны создаваться на базе негосударственных, общественных и профессиональных экспертных организаций с привлечением их организационных, кадровых и финансовых ресурсов.» Из заключения РГ по строительству:
Потеря права разработки межгосударственных стандартов на уровне СНГ и ТС В настоящее время в России 95% от общего количества разрабатываемых стандартов в области строительства – межгосударственные стандарты на уровне ТС Предстоящее принятие ТР ТС «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий» требует обеспечения разработки его доказательной базы, при этом: На 39-ом заседании МНТКС ( ) из 56 принятых ГОСТ: РБ голосовала за 2 ГОСТ, РК - за 2 ГОСТ На 40-ом заседании МНТКС ( ) из 23 принятых ГОСТ: РБ голосовала за 5 ГОСТ, РК - за 6 ГОСТ С г. Россия потеряла право на разработку межгосударственных стандартов в области строительства На основании решения МГС (протокол от 15 ноября 2012 года) полномочия Межгосударственной научно-технической комиссии по стандартизации в строительстве МНТКС (руководство-Минстрой России) прекращены Есть риск, что полномочия по разработке межгосударственных стандартов перейдут нашим партнерам по Таможенному Союзу Республика Беларусь подала официальную заявку (письма исх 2/108 от и 02/10/4022 от ) на создание межгосударственного ТК «Строительные материалы и изделия» на базе своей организации и направила письмо (Министерство архитектуры и строительства РБ от исх /8693) с предложением создать 5 МТК в области строительства
Состояние дел в МГС по созданию МТК по строительству В соответствии с решением МГС от (протокол , г.Сочи), выданы следующие поручения: России предложено подготовить расширенное обоснование создания единого ТК в области строительства до Национальным органам МГС представить свою позицию до для рассмотрения на очередном заседании МГС в ноябре-декабре 2014 г. В протоколе решения МГС от отмечена позиция Республики Беларусь о нецелесообразности создания единого ТК и противоречия создания такого ТК международной и европейской практике. Позиция наших партнеров по ТС:
Ведомственный план («Дорожная карта») «Совершенствование технического регулирования, ценообразования, сметного нормирования и саморегулирования в строительной сфере, а также по развитию контрактной системы (в части размещения государственных заказов на проектирование и строительство объектов капитального строительства)» (письмо Минстроя России от ММ/08) В соответствии с заключением Рабочей группы по строительству Экспертного Совета при Правительстве РФ (по разделу 1 «Техническое регулирование»): Предложения противоречат действующему законодательству о техническом регулировании, международному договору о создании Евразийского Экономического Союза и в случае реализации приведут к разрушению национальной системы стандартизации Проект составлен без учета (противоречит или неправильно интерпретирует) решений, принятых по итогам заседания президиума Совета при Президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию России об инновационном развитии в сфере строительства (протокол заседания президиума Совета от 4 марта 2014 года 2), а также решений, принятых на совещаниях у заместителя Председателя Правительства РФ Д.Н.Козака (протоколы от ДК-П9-226 пр и от ДК-П9-249 пр). Проект не учитывает замечаний и предложений в области технического регулирования и стандартизации, которые неоднократно официально направлялись РСПП, ООО «Деловая Россия», Российским строительным союзом, Рабочей группой по строительству Экспертного Совета при Правительстве РФ в Минстрой России, Минпромторг России, Минэкономразвития России и Росстандарт. Представленные предложения не обеспечивают решение существующих проблем в области технического регулирования и стандартизации в строительной сфере и не поддерживает предложенную Дорожную карту в части раздела 1 «Техническое регулирование».
ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПРОЕКТ РЕЗОЛЮЦИИ Рассмотреть на заседании Президиума Совета Концепцию технического регламента Таможенного союза «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий». Просить Комитет РСПП и Совет подготовить и направить в ЕЭК предложения по внесению изменений в Положение о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного в части сокращения административных процедур, препятствующих эффективной подготовке проектов регламентов и изменений, и привлечения на системной основе представителей экспертного сообщества к разработке и актуализации технических регламентов Таможенного союза, а также соответствующих документов, необходимых для их внедрения, в том числе на стадии переходного периода. Обратиться в Росстандарт с предложением в целях исключения дублирования работ по стандартизации закрепить область стандартизации, связанную с проектированием и строительством магистральных и промысловых трубопроводов, хранилищ нефти и газа, за ТК 023. Предусмотреть при закреплении указанных областей деятельности включение в ТК 023 организаций-членов рабочей группы 3.5 ТК 465 «Строительство» (при их согласии).
Благодарю за внимание!