«Развитие универсальных учебных действий обучающихся на уроках физики как средство формирования образовательной компетентности» Учитель физики МОУ СОШ 12 п. Терек Гетманова И.Н.
«Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению». К.Д. Ушинский.
Мое педагогическое кредо: Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, и создавать для этого все необходимые условия. Научить детей самостоятельно добывать знания.
требования к выпускнику школы уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать; самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Цель: активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях. Задача: воспитание личности, человека, умеющего анализировать, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир.
Решение данной задачи Освоение и применение на своих уроках новых технологий и интерактивных средств обучения, активизирующих познавательную и творческую деятельность школьника, позволяющих ученику самому открыть путь к познанию
Что дают универсальные учебные действия? обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;
Что дают универсальные учебные действия? создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками.
Что дают универсальные учебные действия? Создание Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;
Что дают универсальные учебные действия? обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
В стандартах второго поколения рассматриваются: овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов экспериментальная проверка выдвигаемых гипотез, созданы разработки теоретических моделей или явлений
Основные цели развивающего обучения: моделирования физических процессов; способности выдвигать в ходе преобразования моделей гипотезы; находить способы проверки через эксперимент; умение вычленять в ходе эксперимента данные и по ним соотносить модель с реальностью, обнаруживать проблемы; видеть ограниченность своего знания; ставить вопросы; развивать познавательные интересы.
Содержание учебных действий в курсе физики Действие постановки или принятия учебной задачи Действие преобразования условий задачи и моделирования Выделения основных свойств рассматриваемого объекта, выполнение эксперимента Выход на новую учебную задачу
Результатом исследований являются: - исходные факты; -эмпирические законы; -модельные гипотезы; -теоретические выводы; -экспериментальная проверка теоретического предвидения
Эксперимент включает этапы планирование, подготовка, проведение, вычленение данных, анализ
7 класс. тема: «Исследование силы тяжести» 7 класс. тема: «Исследование силы тяжести» Объясните, что изображено на рисунке?
упражнения 1. Решите анаграмму и исключите лишнее слово: лиса нотьюн часам лоте пашля
2. Вставьте пропущенные слова Сила является _____ взаимодействия тел. Результат действия силы зависит от ее _____, направления и ________ приложения. Сила, с которой Земля притягивает к себе тело, называется __________. Сила тяжести обозначается ______.
3. Исключить лишнее словосочетание Изменение скорости тела, массу выражают в килограммах, тело деформируется, вес тела, всемирное тяготение, сила пропорциональна массе.
4. По данному графику определить с какой по величине силой тело массой 200 г притягивается к земле
5. Составить текст Сила тяжести –это_____________ Измерят силу тяжести _________________ Равнодействующая сил, направленных по одной прямой в одну сторону равна _______ Как рассчитать силу тяжести?______________
Цель: установить зависимость силы тяжести, действующей на тело, от его массы. Вариант выполнения исследования. 1. Закрепите динамометр в лапке штатива вертикально. 2. К динамометру последовательно подвешивайте один, два, три, четыре груза. 3. Результаты измерений занесите в таблицу. 4. Результаты представьте графически 5. Сделайте вывод. 6. Найдите отношение силы тяжести к массе тела для всех результатов опыта. 7. Сделайте вывод М, кг F,НF,Н
Основные выводы по теме урока: 1. Сила тяжести, действующая на тело, прямо пропорциональна массе. 2. Коэффициент пропорциональности - g.
Это интересно! А как будет изменяться вес человека, путешествующего по планетам Солнечной системы? Условимся, что на Земле космонавт-путешественник имеет массу ровно 70 кг. Тогда для других планет получим следующие значения веса(планеты расположены в порядке возрастания веса): Плутон 4,5 Меркурий 26,5 Марс 26,5 Сатурн 62,7 Уран 63,4 Венера 63,4 Земля 70,0 Нептун 79,6 Юпитер 161,2
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения: произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; уметь осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям; уметь устанавливать причинно-следственные связи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; владеть общим приемом решения учебных задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Главная задача учителя максимально инициировать самостоятельный поиск учащихся. Учитель должен стремиться к минимальному вмешательству в их учебную деятельность, лишь в случае необходимости организационно влиять на ситуацию, помогая учащимся продвинуться в поиске нового
Пример компетентностных задач Человек устроен так, что он комфортно чувствует себя только в определенном температурном интервале: 10 °С – уже ему холодно, 30 °С – наоборот, жарко. Для того чтобы окружающая среда не влияла на жизнь человек, он научился «утепляться» например, с помощью одежды и теплых жилищ. При приготовлении вкусного чая вода должна обязательно закипеть. Как известно, это происходит при температуре 100 °С, но мало кто рискнет пить такой горячий чай. Конечно, можно подождать, пока остынет, а можно в него добавить холодной воды. И тут возникает вопрос: сколько холодной воды надо долить в кипяток, чтобы получить чай оптимальной температуры? По статистике жители Земли употребляют чай температурой 65 °С, а объем средней чашки с чаем составляет 200 мл.
Проблема с точки зрения физики, ответив на следующие вопросы Какое физическое явление наблюдается при смешивании холодной и горячей воды? Какие физические величины необходимо знать, чтобы рассчитать массу холодной воды, которую необходимо добавить в горячий чай? Составьте задачу на уравнение теплового баланса по данным, которые приведены в тексте. Как можно вычислить массу, если известен объем и плотность вещества (в данном случае вода)? Решите предложенную задачу.
В процессе выполнения лабораторной работы проверялись следующие составляющие УУД: умение планировать и проводить физический эксперимент; – владение физической терминологией и символикой; умение работать с информацией, представленной в различных формах (графиках, схемах, таблицах, рисунках); – умение обрабатывать результаты измерений объяснять полученные данные.
выполнение лабораторной работы
Вывод: целенаправленное решение компетентностных задач и выполнение лабораторных работ способствуют формированию универсальных учебных действий, развитию учебно- познавательной компетентности учащихся, что проявляется в способности правильно проводить эксперимент, использовать физическую терминологию и верно интерпретировать его результаты
Формирование универсальных учебных действий у обучающихся является важной частью образования и залогом успешного школьного обучения
« Активность учителя должна быть… направлена на то, чтобы были активны прежде всего сами ученики». Г.Б. Кобахидзе.