Пути повышения эффективности эксплуатации вертолетов российского производства
Парк коммерческой гражданской авиации РФ
Характеристика парка коммерческих гражданских вертолетов
Производство вертолетов в РФ ( ОАО «Вертолеты России») Продукция ОАО «Вертолеты России» в 2014 г. : 24 % мирового парка военных вертолетов; 35 % мирового парка боевых вертолетов; 50 % мирового парка средних военно-транспортных вертолетов; 71 % мирового парка гражданских тяжелых вертолетов (Gвзл > 20 т); 69 % мирового парка гражданских средних вертолетов (Gвзл = т)
Поставки новых гражданских вертолетов эксплуатантам России
Факторы, сдерживающие процесс обновления парка вертолетов российского производства эксплуатантами РФ высокие цены на новые российские вертолеты; высокая совокупная стоимость владения в сравнении с зарубежными аналогами (сумма прямых и косвенных затрат, которые несут эксплуатанты за весь жизненный цикл вертолета): отсутствие развитых современных рыночных механизмов обновления парка ВС; избыточный парк вертолетов, имеющийся у российских эксплуатантов: отсутствие современной системы послепродажного обслуживания; недостаток финансовых средств у эксплуатантов из-за низкой рентабельности их бизнеса: отсутствие реальных механизмов модернизации вертолетов; низкий уровень ресурсов вертолетов и их агрегатов
Распределение российского парка вертолетов с 2008 г. по 2013 г.
Основные элементы программы повышения эффективности эксплуатации отечественных вертолетов 1. Модернизация парка находящихся на эксплуатации вертолетов 2. Обеспечение ресурсами вертолетов, их агрегатов и комплектующих, сопоставимыми с зарубежными аналогами 3. Построение системы послепродажного обслуживания по международным стандартам 4. Создание «Центра компетенции по эксплуатации и применению вертолетов» на базе одного из эксплуатантов 5. Эксплуатационные испытания новой и модернизируемой вертолетной техники 6. Нормативное обеспечение применения гражданских вертолетов
Модернизация парка отечественных вертолетов Модернизация – усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Основные направления модернизации Конструкция Главные изменения Второстепенные изменения Регламенты РТО РЛЭ Ресурсные показатели Мероприятия по эксплуатации стареющего парка Эксплуатационная документация Модернизация Летная годность
Ремоторизация Ми-8, Ка-32 Стендовые испытания Сертификаты типа Украина Россия АР МАК ГАА Украина ТВЗ-117ВМА-СБМ ПОЗВОЛЯЕТ: -снизить риски неблагополучного завершения полетов; -улучшить ЛТХ вертолетов Ка-32, Ми-8Т; -улучшить ресурсные показатели; -повысить безопасность выполнения однодвигательного полета; -улучшить экономические показатели; -снизить на 10-15% расход ГСМ.
Модернизация МСБ-2 Цель программы модернизации – создание легкого вертолета с улучшенными ЛТХ Модернизация МСБ-2 Цель программы модернизации – создание легкого вертолета с улучшенными ЛТХ Предлагаемая ОАО «Вертолеты России» цена – млн. руб. Цена воспринимаемая рынком – млн. руб. Аналог AU-450 – ROLLS-ROYCE model 250-C20R/2 – тыс.долл.США Выпущено более 20 тыс. шт. Суммарная наработка парка двигателей – 150 млн. час. МСБ-2
Центр компетенции по эксплуатации и применению вертолетов (ЦК ЭПВ) Цель – предоставлять участникам рынка вертолетных услуг полный и качественный набор сложных комплексных решений в области эксплуатации и применения вертолетной техники за счет объединения усилий разработчиков, производителей и эксплуатантов вертолетов с высокой отраслевой компетенцией партнеров. Основные направления деятельности: - систематизация опыта, проблем и достижений в области эксплуатации вертолетов и их применения эксплуатантами отечественной вертолетной техники с разработкой и практической апробацией предложений по ее совершенствованию; -выполнение аналитических и иных работ по совершенствованию процедур ПЛГ и подтверждения ресурсов (сроков службы) отечественных вертолетов, включая агрегаты и комплектующие, во взаимодействии с их разработчиками и производителями; -проведение на базе ЦК ЭПВ опытной, лидерной и подконтрольной эксплуатации и специальных испытаний новых и модернизированных типов отечественных вертолетов, в т.ч. для разных видов применения (авиационных работ).
Основные проблемы послепродажного обслуживания : отсутствие системного подхода к организации и управлению ППО; недостаточный уровень работ по совершенствованию программ ТОиР; сворачивание работ по повышению надежности вертолетов и их компонентов; низкое качество эксплуатационной документации; отсутствие единого «банка информации» по модернизации (доработкам) эксплуатируемых вертолетов и выпущенных бюллетенях; различие подходов разработчиков вертолетов к разработке и выпуску эксплуатационной документации; отсутствие информационного обмена между разработчиками, производителями и эксплуатантами по вопросам надежности и эксплуатации вертолетной техники; отсутствие механизмов мониторинга технического состояния эксплуатируемого парка вертолетов; отсутствие современных форм технической поддержки эксплуатантов (web-порталы, call- центры, инжениринг); бессистемность актуализации эксплуатационной документации, нет современных информационных решений (web-порталы, рассылка и т.д.); отсутствие контроля за рынком поставок запасных частей. Построение системы послепродажного обслуживания ( ППО)
Сценарий 1 Развитие вертолетной отрасли по трендам последних десятилетий Легкие вертолеты ( G взл до 7 т) - отечественные Ми-2 – сокращение в 7-8 раз; Ка-26 – вывод из эксплуатации Ка-226 – рост до машин; «Ансат» - внедрение ВС - зарубежныеAW появление ВС; R-66 - рост до машин R-44 – увеличение на %; ……………………………………. Средние вертолеты (G взл = 7 – 20 т) - отечественные Ми-8МТ – увеличение на %; Ми-8Т – снижение на % Ка-32 – снижение на %; Ми-38 – появление нескольких ВС - зарубежныеEC-175, EC-225, S-92 –возможно появление нескольких ВС Тяжелые вертолеты ( G взл > 20 т ) - отечественные Ми-26 – снижение на % Общая численность парка - отечественные 762 ( 68,5 %) - зарубежные 350 ( 31,5 % ) - весь парк 1112 Изменение провозных мощностей - отечественные % - зарубежные % - весь парк %
Сценарий 2 Развитие отрасли при реализации предложенных мероприятий Легкие вертолеты ( G взл до 7 т) - отечественные Ми-2 – рост на % ; Ка-26 – вывод из эксплуатации Ка-226 – рост до машин; «Ансат» - внедрение ВС - зарубежныеAW появление ВС; R-66 - рост до машин R-44 – увеличение на %; ……………………………………. Средние вертолеты (G взл = 7 – 20 т) - отечественные Ми-8МТ – увеличение на %; Ми-8Т – снижение на 5-10 % Ка-32 – рост на %; Ми-38 – появление нескольких ВС - зарубежныеEC-175, EC-225, S-92 –возможно появление нескольких ВС Тяжелые вертолеты ( G взл > 20 т ) - отечественные Ми-26 – снижение на % Общая численность парка - отечественные 980 ( 77,7 %) - зарубежные 350 ( 22,3 % ) - весь парк 1262 Изменение провозных мощностей - отечественные % - зарубежные % - весь парк %
ОАО НПК «ПАНХ» , г. Краснодар, ул. Кирова, 138 Тел. (861) Факс: (861) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!