Организация экспертизы Программы развития образовательной организации Подготовка эксперта в области развития образования
Экспертиза (от лат. expertus опытный, сведущий) исследование, проводимое лицом, сведущим в науке, технике, искусстве или ремесле, привлечённым по поручению заинтересованных лиц, в целях ответа на вопросы, требующие специальных познаний.лат. Экспертиза производится по вопросам, возникающим в правоотношениях между субъектами права, с целью разрешения спорных ситуаций, установления интересующих фактов. Экспертиза проводится специально привлекаемым для этого лицом экспертом, обладающим специальными знаниями, которыми её инициаторы не обладают.
ВИДЫ ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Нормоконтролирующая экспертиза: сравнение характеристик предмета экспертизы с имеющимися у эксперта объективными критериальными требованиями. Квалифицирующая (интерпретирующая) экспертиза: идентификация осуществляемой инновационной практики, ее интерпретации в актуальном социокультурном и образовательном контексте, определении следствий реализации и перспектив развития. Понимающая экспертиза: дооформление, доведение до уровня транслируемости. При этом решающее значение приобретает помощь автору в самовыражении, становлении собственного уникального опыта. В результате эксперту необходимо сделать реконструкцию замысла практика, а иногда его исходной идеи.
Алгоритм организации деятельности эксперта Объект экспертизы Критерии экспертизы Показатели экспертизы Индикаторы экспертизы Методы экспертизы Результаты экспертизы
Экспертиза инновационной деятельности Степень соответствия инновационной деятельности институциональным нормам и правилам Качество содержания ИД, ОЭР Качество организации, используемых ресурсов и технологий Качество результатов Качество диссеминации результат ов ИД
Что понимать под критериями? Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего либо; мерило суждения, оценки. Критерии оценки - это письменные нормативы того, как должна выполняться та или иная работа - норматив, предписание. Критерии – динамические, конвенциональные нормы, позволяющие давать разноаспектную оценку – институционально-конвенциональные нормы.
Критерии оценки объектов и явлений Критерии есть модель желаемого состояния, достижения целей – образ результата Критерии могут выступать как основания для анализа или самоанализа деятельности (параметры анализа) Критерии необходимы для эмпирической (относительной, динамической, экспертной) оценки уровня и степени анализируемого явления с целью принятия управленческих решений, стимулирования, объективации результатов и достижений
Виды критериев при оценке качества Критерии пригодности (необходимость чего-то для решения проблемы или удовлетворения потребности, полезность) Критерии оптимальности (соответствие необходимым требованиям для выполнения своего предназначения, пригодности) Критерии превосходства (определение высших форм проявления качества)
Виды критериев Глобальные Локальные мера оценки качества функционирования системы с позиции интересов надсистемы - системы верхнего уровня мера, характеризующая оптимальность функционирования рассматриваемой системы с позиций установленных для нее показателей
Методы критериальной оценки Метод аналогичных сопоставлений основан на сравнении параметров (критериев) качества оцениваемой работы и ее результатов с аналогичными. Метод сопоставления запланированных и реальных результатов основан на сравнении плановых показателей с практически достигнутыми в результате реализации. Метод анализа экспериментальных результатов – сравнение прошлых результатов и полученных в процессе эксперимента. Метод нормативных сопоставлений – сравнение относительно стандартизированной или динамической нормы.
Программа развития образовательной организации
Объекты экспертизы Программы развития Содержание программы развития; Структура программы развития; Модель управления реализацией программы развития.
Программа развития Учреждения должна содержать следующие разделы: информационно-аналитическая справка о текущем состоянии Учреждения; цель и задачи Программы (образ будущего состояния Учреждения) и общая стратегия их реализации в Учреждении; описание ожидаемых результатов реализации Программы, их количественные и качественные показатели решения поставленных задач и хода реализации Программы по годам; план-график программных мер, действий, мероприятий, обеспечивающих развитие Учреждения с учетом их ресурсного обеспечения (финансово-экономические, кадровые, информационные, научно-методические); приложения к Программе (при необходимости).
Оценка результативности программы развития Учреждения проводится по следующим критериям: актуальность (нацеленность на решение ключевых проблем развития Учреждения); прогностичность (ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление Учреждением, и учет изменений социальной ситуации); эффективность (нацеленность на максимально возможные результаты при рациональном использовании имеющихся ресурсов); реалистичность (соответствие требуемых и имеющихся материально- технических, кадровых и временных ресурсов); системность (наличие системного образа Учреждения, образовательного процесса, отображение в комплексе всех направлений развития); проработанность (подробная и детальная проработка всех шагов деятельности по Программе); управляемость (разработанный механизм управленческого содержания Программы); контролируемость (наличие максимально возможного набора индикативных показателей); социальная открытость (наличие механизмов информирования участников работы и социальных партнеров); культура оформления программы (единство содержания и внешней формы Программы, использование современных технических средств).
Виды профессиональной деятельности руководителя ОО Аналитическая деятельность; Целеполагание; Планирование; Контроль; Мотивация.
Проблемы оценки эффективности Критерии и показатели повторяют задачи деятельности и являются избыточными, излишне детализированными по отношению к оцениваемым явлениям Предлагаемые критерии и показатели часто неоднозначны, то есть не имеют однозначного истолкования Отсутствие системы показателей (россыпь) не позволяет отделять главное от второстепенного Не все можно измерить (проблема единиц измерения и ценностей, разработанности процедур оценивания)