Новые возможности и риски ГЧП при реализации государственных программ города Москвы Пенкин А. Ф. – д.э.н., профессор кафедры финансового менеджмента МГУУ Правительства Москвы
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Программный бюджет Москвы стал реальностью. По 16 государственным программам распределяется более 90% расходов бюджета Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию государственных программ г. Москвы на годы должен составить 10, 1 трлн. рублей. Для сравнения: на федеральном уровне утверждено 40 государственных программ, объём ресурсов, который охватывают эти 40 программ, составляет 59 процентов расходов федерального бюджета. Государственные программы в Москве
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru В Москве с 2013 года удалось консолидировать в госпрограммах не только ресурсы городского бюджета, но и: средства частных инвесторов, инвестиционные программы предприятий-монополистов, средства государственных внебюджетных фондов. При этом бюджетные деньги составляют только половину объёма средств, которые используются для решения той или иной задачи развития города. Такая форма взаимодействия с инвесторами как государственно-частное партнерство (ГЧП) будет активно развиваться – генеральная линия руководства города, особенно, в строительстве транспортно- пересадочных узлов, а также крупных дорожных объектов. Участие бизнеса в реализации государственных программ
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru С 2013 года бизнесу предлагается государственно-частное партнерство в социальной сфере на условиях концессионного соглашения. конкурсы на право заключения концессионных соглашений предусматривают обязательный объем бюджетных услуг: в больнице - обслуживания е пациентов с полисами ОМС и оказания высокотехнологичной медицинской помощи - от 20% до 30% от общего объема услуг. в детских садах - предоставление "бюджетных" мест для детей жителей Москвы, направляемых городом, - не менее 25% от общего числа. Желание освободить бюджет от социальных расходов и переложить часть функций на частный бизнес понятно с точки зрения финансистов. Однако нынешние действия по созданию рынка для частного бизнеса за счет существенного сокращения доступности для граждан государственных услуг чреваты серьезными социальными последствиями. ГЧП в социальной сфере в Москве
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru 1) заключение охранно-арендных договоров в отношении объектов культурного наследия; 2) создание хозяйствующих обществ со смешанным государственным и частным капиталом; 3) заключение «инвестиционного договора» с иностранным партнером на реализацию проекта реконструкции или создания объекта коммунальной инфраструктуры по модели «В.О.О.Т.» (build, own, operate, transfer - строить, владеть, эксплуатировать, передавать) на базе инвестиционных договоровС привлечением инвестиций по этой схеме в Москве построены: Станции очистки сточных вод в Южном Бутово Станции очистки сточных вод в Зеленограде Юго-Западная водопроводная станция. 4) договор на право реализации инвестиционного проекта [33] (на основании конкурса, до принятия Постановления Правительства Москвы от ПП); 5) заключение «инвестиционного контракта» по результатам конкурса или на основании правового акта Правительства Москвы (до ); 6) заключение «инвестиционного контракта (договора)» по результатам аукциона (до ); 7) заключение (по результатам конкурса или с оплатой опциона [34]) договора долгосрочной аренды земельного участка с правом застройки (до ); 8) заключение (по результатам аукциона) договора долгосрочной аренды земельного участка с правом застройки (до принятия Постановления Правительства Москвы от ПП). Правовые формы реализации проектов ГЧП в сфере капитального строительства
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Неисполнение публичным партнером своих обязательств из-за изменения внешних условий (финансово-экономическая нестабильность, политические и социальные изменения) и низкого качества проработки проекта. Неисполнение частным партнером обязательств из-за недостаточности финансовых ресурсов. Реализуемость проекта зависит в определяющей степени от финансовых ресурсов. Финансовая составляющая не только инструмент достижения общественно значимых целей, но и доминирующий фактор. Наиболее весомые риски для участников
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Цели, задачи, мероприятия отдельных государственных программ не всегда увязаны с заявленными стратегическими приоритетами сформированные на сегодняшний день государственные программы в значительной степени являются набором расходных требований, недостаточно подкреплённых обоснованными целями, задачами и показателями отсутствие обоснованных сценариев реализации программных мероприятий с учётом рисков, в том числе рисков недостаточного финансирования. Сохраняется риск подмены долгосрочных целей краткосрочными, а также ведомственными и местными задачами. сконцентрировать ресурсы бюджета на соответствующих направлениях деятельности пока в полной мере не удалось. Основные проблемы формирования и реализации государственных программ
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Расходы бюджета города Москвы на реализацию государственной программы «Градостроительная политика» должны были по плану составить 16, 8 млрд. рублей, фактически же составили 10,5 млрд. рублей или 62,5% от плана; плановый объем инвестиций за счет бюджета города Москвы в рамках адресной инвестиционной программы (АИП) составлял на 2013 год 458,3583 млрд.руб. Фактически в 2013 году было достигнуто значение в 357,2768 млрд.руб. ( или 78% от планового значения). Масштабы корректировок государственных программ в Москве
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru «включение в государственные (муниципальные) программы планируемых мероприятий не порождает обязанности публично-правового образования предоставить средства соответствующего бюджета…», Не финансы для достижения общественно значимых целей, а наоборот, финансы определяют суть и масштаб общественно значимых целей. Оппортунистическое поведение публичного партнера, краткосрочные горизонты его планирования ограничивают готовность бизнеса инвестировать млрд. рублей из-за высоких рисков. Спорные позиции Минфина РФ
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru По материалам Счетной палаты РФ самым сложным является достижение сбалансированности общеэкономических показателей которые должны достигаться через реализацию госпрограмм. Таких показателей, как количество высокопроизводительных рабочих мест, производительность труда, доля высокотехнологичных отраслей и инвестиций в ВВП. до 1 января 2016 года в целях информационного обеспечения стратегического планирования создается обеспечивающая формирование и обработку данных федеральная информационная система стратегического планирования Есть ли потребность в создании Госплана в версии 2.0. и аналогичных подразделений на уровне Москвы? Или достаточно координатора и согласований Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы? Информационно- аналитическое обеспечение стратегического планирования
107045, г. Москва, ул. Сретенка, д. 28 Т: +7 (495) Ф: +7 (495) facebook.com/mguu.ru vk.com/mguu_ru Четко урегулировать внесение изменений в госпрограммы и в объемы финансирования для обеспечения защиты интересов частного бизнеса – участника государственных программ. В Москве эти изменения регулируется через принятие нормативного документа в соответствие с Порядком разработки и реализации государственных программ города Москвы (с изменениями на 29 сентября 2014 года). Прагматичный подход к формированию дефицитного бюджета с учетом опыта и переменного успеха отдельных стран ЕС. Мастерство и профессионализм финансовых властей должно проявляться в эффективности управления государственным долгом. Ориентация частного партнера на финансовые ресурсы внутреннего рынка. Неизбежно создание специальной структуры, способной просчитывать различные варианты достижения общественно значимых целей на длительный период времени: Госплан 2.0. В Москве, например, нет : Стратегии развития на длительный период, принятый в 2010 году Генеральный план должен быть актуализирован, соответственно, инвестиционная стратегия Москвы может быть сформулирована только в самом общем виде и далеко не всегда может рассматриваться как основа для их долгосрочного участия и планирования в проектах ГЧП. Как снизить риски для участников ГЧП