Кризис самоопределения личности в бизнесе Иванова Наталья Львовна, д.психол.наук Профессор кафедры «Организационная психология» НИУ ВШЭ, Акад. директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проблемы социального и профессионального самоопределения личности в современном бизнесе Иванова Наталья Львовна, д.психол.наук Профессор кафедры «Организационная.
Advertisements

Кадровая политика: проблемы глазами психолога. Актуальность Кадровая политика (КП) – важное средство эффективного использования и оптимизации имеющихся.
Деформации ценностно - смысловой сферы личности бизнесмена в его профессиональной деятельности Позднякова А. В Магистрант 2- го года. Иванова Н. Л. Профессор.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный.
Трудовая деятельность как объект мотивации Психология мотивации персонала.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
1 МЕСТО КАЧЕСТВЕННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРЕЗЕНТАЦИЯ.
Программа индивидуального консультирования «Развитие карьеры: стратегии, достижения»
Идентичность и смысложизненные ориентации субъектов бизнеса Н.В.Антонова НИУ ВШЭ.
Активизация самостоятельной работы студентов при изучении специациальных и факультативных дисциплин. Исполнитель: Щербаков И.А. Научный руководитель: д.п.н.
ДАТА: года ПОДГОТОВИЛА: ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СОШЛ 53 ВОРОНИНА С.А.
Самосознание и социальное поведение Управление здравоохранения Липецкой области Областное образовательное автономное учреждение среднего профессионального.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
»Направленность-это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличия ситуации. »Направленность.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Транксрипт:

Кризис самоопределения личности в бизнесе Иванова Наталья Львовна, д.психол.наук Профессор кафедры «Организационная психология» НИУ ВШЭ, Акад. директор МП «Психология в бизнесе»

Психология бизнеса Тема разрабатывается в русле психологии бизнеса Психология бизнеса – новая отрасли прикладной психологии, которая возникла в ответ на социально- экономические условия, определяющие облик современной жизни.

Психология бизнеса Психология бизнеса (Business Psychology)– это междисциплинарная отрасль психологической науки и практики, которая изучает бизнес как многоплановое явление и направлена на повышение эффективности бизнес- деятельности, оптимизацию взаимодействия субъектов бизнеса, как между собой, так и со всеми заинтересованными сторонами, включая рынок и общество в целом.

Развитие психологии бизнеса

Сообщества бизнес-психологов

Бизнес как среда САМ В рамках ПБ бизнес начинает входить в предметную область психологических исследований как социальная и профессиональная среда развития личности, что отражено в публикациях (Бардиер, 2002; Емельянов, Поварицына, 1998; Журавлев, Купрейченко, 2004; Иванова, Михайлова, Штроо, 2007, Мелия, 2006, E. McKenna, D. Tsivrikos и др.).

Понимание бизнеса в ПБ Бизнес – любое дело, направленное на получение прибыли. С психологической точки зрения: Основная функция бизнеса – создание и реализация продуктов и услуг с новыми свойствами, востребованными обществом. Бизнес – это деятельность и в тоже время среда профессионального и социального САМ личности. Результат САМ личности влияет на имидж и эффективность бизнеса. Успешный бизнес может развиваться специалистами, нацеленными на саморазвитие и самосовершенствование.

Актуальность проблемы САМ В психологической науке: Назрела необходимость операционализации САМ. Возрастает запрос на новый методический инструментарий исследования САМ. В бизнесе Все больше осознается значимость психологических факторов повышения эффективности и достижения успеха, формируется запрос на управление процессом САМ как персонала, так и клиентов.

Понятие САМ САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях. Проблемные ситуации в Б: противоречия между целями и возможностями их достижения, осознание необходимости новых знаний и подходов для решения актуальных задач. Примеры: создание (расширение, закрытие) бизнеса, выход на новые рынки, кризисные ситуации и т.п.

САМ в бизнесе(А.Б. Купрейченко)

Практико-ориентированная рабочая модель САМ (Н.Л. Иванова, Н.В. Антонова, О.И. Патоша, А.Б. Купрейченко) САМ – осознанная активность, направленная на выявление, анализ и принятие собственной позиции в проблемных ситуациях. Основная функция САМ заключается в подготовке и принятии оптимального решения человеком о себе и своем будущем в тех контекстах, в которых развивается проблемная ситуация.

Параметры САМ Содержательный параметр – идентичность. В процессуальном плане САМ предстает как поиск человеком оптимального решения. Результатом САМ является не только новое качество личности (идентичность), но и опыт работы над собой, развитие навыков принятия решений в определенных условиях. Параметры САМ: особенности идентичности личности и способы принятия решений.

Идентичность Содержательным результатом и процессуальным смыслом САМ является идентичность личности. Идентичность включает в себя не только систему представлений о самом себе, своих физических, интеллектуальных и других качествах, так также и самооценку, субъективное восприятие влияющих на личность внешних факторов.

Неравномерность, кризисы САМ Кризис является отражением несоответствия потребностей личности и возможностей их удовлетворения. Кризис САМ: ситуация или период, когда индивиду открываются новые цели, проблемы, перспективы, но при этом он не располагает достаточными психическими ресурсами (интеллектуальными, мотивационными и др.), необходимыми для решения новых проблем и достижения целей. В ходе самоопределения личности происходит преодоление кризисных ситуаций, корректировка системы ценностей, жизненных позиций, планов и т.п.

Эмпирическое исследование Цель: изучение кризисов социального и профессионального самоопределения у субъектов бизнеса. Выборка руководители и собственники организаций среднего бизнеса (119 человек, включая 67 женщин и 52 мужчин, в возрасте от 29 до 52 лет). Методы исследования: модифицированный вариант методики «Кто Я?», тест личностных конструктов Дж. Келли (ТЛК), опросник Д. Кейрси, самоописания, контент-анализ, интервью, экспертный опрос. Методология исследования основана на сочетании качественных и количественных методов.

Результаты Опрошенные отвечали на вопросы: «Как Вы пришли в бизнес?», «Что значит для Вас быть бизнесменом?» «Какими качествами должен обладать профессионал в бизнесе?», «Как Вы относитесь к бизнесу, что думаете о людях в бизнесе?». Три основных содержательных блока: А) «Профессиональная деятельность» Б) «Профессиональная среда, бизнес-сообщество» В) «Профессионально-важные качества»

«Проблемные точки» САМ: Проблемы при создании и реализации бизнеса (по частоте упоминания) 1Многообразие деловых ролей, трудности самоидентификации 2Трудности принятия решений, сомнения 3Неопределенность профессии 4Неустойчивость и противоречивость ценностей бизнес-сообщества 5Неопределенность границ: «свой – чужой» в бизнес сообществе 6Быстрая динамика жизненных ценностей и норм 7Трудности адаптации к новым условиям рынка 8Кризисы карьерного роста 9Противоречия в задачах бизнеса и моделях управления

Кризисные ситуации САМ и их субъективные проявления Показатели: продолжительность и сила переживания (по 7-бальной шкале, от -3 х до +3-х), субъективные описания переживаемого кризиса. 2 крайние группы: «Кризисная группа» (12 человек), высокие показатели кризиса: от года до двух лет, сила – от + 1 до +3. Ярко выраженный и затяжной характер кризиса. «Адаптивная группа» (10 человек), низкие показатели кризиса: от нескольких недель до полугода, сила – от -3 до 0. Представители этой группы легко ориентировались в новой обстановке, принимали меры для выхода из кризиса, осознавали новые перспективы и возможности.

Особенности идентичности

Психологические проявления кризиса идентичности Компоненты структуры идентичности Проявления идентичности Кризисная Гр.Адаптивная Гр. Учебно–профессиональные Ситуационные, противоречивые Перспективные, противоречивые Социальные, статусно- ролевые Низкая дифференциация, снижается количество широких социальных ролей На первый план выходят роли, проверенные на прошлом опыте Деятельностные Слабо выражены Перспективные, противоречивые Рефлексивные, личностные Слабое осознание себя, своих сильных и слабых сторон Слабое осознание себя, дисбаланс в представлениях о своих сильных и слабых сторонах Физические Негативная оценка физического Я Потребность в смене имиджа Перспективные позиции Слабо выражены Выражены, но противоречивы Эмоциональные переживания Негативные или завышенные Противоречивые или сниженные

Особенности принятия решений Логический или мыслительный, эмоциональный или чувствующий и смешанный типы. В «адаптивной группе» несколько выше % смешанных типов. Возможно, что это говорит о большей интеллектуальной гибкости этих людей. Бизнес требует от человека интеллектуального уровня, гибкости.

Выводы Последствия и проявления кризисов самоопределения личности в бизнесе пока что слабо изучены в психологии. Исследование показывает, что человек в ситуации кризиса испытывает трудности в осмыслении своей новой социальной позиции, в принятии себя в новой роли и адаптации к ней. Кризис САМ проявляется в изменении структуры идентичности, ведущих ценностей, а также в некоторых особенностях принятия решений.

Спасибо за внимание Иванова Наталья Львовна