О проекте концепции формирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов парниковых газов
2 План – график мероприятий по формированию системы МОВ Концепция создания системы МОВ разработана и внесена в Правительство Министром экономического развития А.В. Улюкаевым 21 ноября 2014 года вместе с проектом Распоряжения Правительства Российской Федерации; Концепция согласована Минприроды России, Минэнерго России, Минпромторгом России; Проект Распоряжения – утверждение Концепции плюс рекомендации субъектам РФ осуществлять необходимые мероприятия по сокращению выбросов ПГ; 9 декабря Концепция была возвращена в Минэкономразвития надо согласование с Минтрансои, Росстатом и Росгидрометом Почему? Дополнение к действующей системе (агрегированные данные и запаздывание)
3 Основные положения Концепции системы МОВ Концепция определяет цели, задачи, принципы и порядок (этапы) введения обязательной отчетности предприятий о выбросах ПГ, порядок проверки и регистрации сведений, принципы мониторинга выбросов в субъектах РФ; Основы Концепции: Концепция перехода России к устойчивому развитию (1996 г.), Климатическая доктрина Российской Федерации (2009 г.), Указ о сокращении выбросов ПГ (2013 г.). Цели: 1. Повышение осведомленности ФОИВов, регионов, населения и др. 2. Создание условий для разработки показателей сокращения выбросов ПГ 3. Создание предпосылок для организации проектной деятельности по сокращению выбросов ПГ
4 Основные задачи 1. Формирование нормативной, методической и институциональной базы для внедрения системы МОВ выбросов на предприятиях; 2. Создание нормативной, методической и институциональной базы для организации проектной деятельности по сокращению выбросов ПГ, включая систему оценки (проверки) проектов; 3. Разработка методических рекомендаций для подготовки региональных кадастров выбросов ПГ; Принципы – полнота (порог существенности 1%), точность, согласованность (применение одинаковых методов и источников данных), сравнимость (сопоставимость), прозрачность (источники данных задокументированный), достоверность (ответственность), обязательность, открытость (в российском реестре углеродных единиц).
5 Основные направления формирования системы МОВ Формирование системы МОВ на уровне предприятий и организаций. Необходимо: разработать и принять нормативные правовые акты, обязывающие организации осуществлять мониторинг и представлять отчетность; установить круг предприятий, на которые распространяется обязанность по мониторингу и представлению отчетности. На первом этапе – наиболее крупные предприятия, в отношении прямых выбросов; разработать единые требования к содержанию отчетов; разработать и утвердить методические указания по определению объема выбросов ПГ (документы МГЭИК, стандарты ИСО; разработать порядок приемки отчетов уполномоченным ФОИВ; разработать порядок аккредитации независимых экспертных организаций, обеспечивающих проверку отчетов о сокращениях выбросов.
6 Основные направления формирования системы МОВ - 2 Формирование системы МОВ на уровне субъектов РФ. Необходимо: 1. разработать и утвердить методические рекомендации по осуществлению мониторинга антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов и подготовке региональных кадастров парниковых газов. Основа - Руководящие принципы, а также методики, коэффициенты эмиссии и другие параметры, используемые при подготовке Национального кадастра парниковых газов Российской Федерации. 2. исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации определить базовый год (или базовый уровень выбросов парниковых газов с учетом и без учета абсорбции (поглощений), провести инвентаризацию выбросов и абсорбции парниковых газов за последние годы (5-7 лет), проанализировать динамику выбросов год к году и по сравнению с базовым годом, определить основные факторы изменения выбросов, оценить потенциал сокращения выбросов парниковых газов и определить целевой показатель сокращения объема выбросов к 2020 году и на перспективу до 2050 года.
7 Этапы реализации Концепции. I этап I этап годы. Формирование правовой, методической и институциональной базы для внедрения и функционирования системы мониторинга, отчетности и проверки объема выбросов ПГ с вовлечением в нее крупнейших предприятий и, разработка рекомендаций по осуществлению мониторинга выбросов ПГ и подготовке региональных кадастров парниковых газов в субъектах Российской Федерации с апробацией их в нескольких пилотных регионах. В рамках совершенствования системы статотчетности будут разработаны и приняты нормативные правовые, методические документы, обеспечивающие обязательное представление, начиная с 2016 года, ежегодных сведений о прямых выбросах ПГ наиболее крупными промышленными и энергетическими предприятиями с объемом прямых выбросов парниковых газов от 150 тыс. тонн СО 2 -экв. в год, а также ведущими предприятиями авиационного и железнодорожного транспорта, осуществляющими пассажирские и грузовые перевозки. Формирование пула аккредитованных независимых экспертных организаций, осуществляющих оценку проектов, представляемых на утверждение для реализации с использованием механизмов государственной поддержки, а также проверку и заверение сведений о сокращении выбросов парниковых газов в результате реализации таких проектов.
8 Этапы реализации Концепции. II этап На II этапе (в гг.) будут реализованы меры, направленные на совершенствование системы мониторинга, отчетности и проверки объема прямых и косвенных выбросов парниковых газов с расширением ее на другие сектора, предприятия и организации. Обязанность по представлению отчетов о прямых и косвенных энергетических выбросах парниковых газов с 2017 года будет распространена на все без исключения промышленные и энергетические предприятия и организации с объемом выбросов парниковых газов от 50 тыс. тонн СО 2 -экв. в год, а также на все предприятия авиационного и железнодорожного транспорта и компании, осуществляющие морские и речные перевозки.
9 Этапы реализации Концепции. III этап На III этапе (в гг.) будут приняты решения о дальнейшем совершенствовании системы мониторинга, отчетности и проверки выбросов парниковых газов с учетом принятой Правительством Российской Федерации модели регулирования выбросов парниковых газов. Состав и объем работ, сроки их выполнения, а также необходимые средства для их финансирования определяются при подготовке мероприятий, обеспечивающих реализацию Концепции, в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых заинтересованным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.