Организация научного исследования и его методология ЛЕКЦИЯ 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Advertisements

ТЕМА 1: Подготовка к написанию диссертационного исследования ТЕМА 1: Подготовка к написанию диссертационного исследования 1.1. Выбор темы («прообраз» темы)
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ А.А. Шулус Аспирантский семинар Аспирантский семинар « Диссертационное исследование:
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Психологические аспекты подготовки педагога - научного руководителя (в рамках конференции «Отечество») Киселева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент,
Лаб. НМСДММС КРИПКиПРО. новизна (ее уровень может быть различным: от научных открытий до применения достижений науки в практике и рационализации отдельных.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НЕЯЗЫКОВОЙ.
1 Северин С.Н. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МАГИСТЕРСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Практический опыт разработки ООП на основе ФГОС ВПО на экономическом факультете МГУ им. М.В.Ломоносова Телешова Ирина Георгиевна зам.декана экономического.
Конкурсная заявка: методологические основы представления Кимова С.З. к.п.н., зам.директора Института социальных наук, психологии и педагогики по научной.
Повышение эффективности логистической системы предприятия Соискатель – Слиж Д.А. Научный руководитель – кандидат географических наук Решетников Д.Г. Диссертация.
Диссертация на соискание степени магистра экономических наук Соискатель – Кузько Наталья Олеговна Научный руководитель – кандидат экономических наук, доцент.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Транксрипт:

Организация научного исследования и его методология ЛЕКЦИЯ 1.

Вопросы Вопрос 1. Выбор темы диссертационного исследования. Номенклатура специальностей, паспорт специальностей Вопрос 2. Методология исследования.

Вопрос 1. Выбор темы исследования. Виды - теоретические, практические или смешанные. Теоретические темы - анализ литературных источников, ИР и ЭИР ресурсов. (История народного хозяйства и экономической мысли государства…). Практические темы - обобщение и анализ экономической, хозяйственной практики. (Механизмы формирования корпоративных образований в российской экономике с учетом глобализации). Смешанные темы сочетают в себе теоретический и практический аспекты исследования.

Номенклатура научных специальностей Физико-математические науки Химические науки Биологические науки Геолого-минералогические науки Технические науки Сельскохозяйственные науки Исторические науки Экономические науки Философские науки Филологические науки

Номенклатура научных экономических специальностей Экономическая теория Мировое хозяйство и МЭО Экономика и управление народным хозяйством Финансы, денежное обращение и кредит Бухгалтерский учет, статистика Математические методы экономики Мировая экономика

Мировая экономика Всемирное хозяйство, его структура, закономерности и современные тенденции развития. Теории развития мирового хозяйства и международных экономических отношений. Международное разделение труда как движущая сила развития производственных, инвестиционных, кредитно-финансовых, научно- технических, торговых и других мирохозяйственных связей. Интернационализация хозяйственной жизни. Глобализация экономической деятельности, ее факторы, этапы, направления и формы.

Правильный выбор темы работы на 50% обеспечивает успешное ее выполнение. Выбор темы научного исследования можно отнести к научному направлению или научной проблеме. Проблема научной работы может быть как отраслевой (достаточно узкой), так и межотраслевой. Аспирантские работы чаще отражают отраслевые, узконаправленные проблемы.

Все начинается с кафедры. Темы диссертационных работ определяются кафедрами. Тематика должна соответствовать программам курсов учебных дисциплин и учебным планам, кафедральным научным направлениям. Кафедры обеспечивают аспирантов квалифицированным научным руководством (д-р наук, профессор). Аспирантам предоставляется право выбора темы вплоть до предложения собственного варианта. Темы должны обладать актуальностью, новизной, практической и теоретической значимостью. Выбранная тема должна соответствовать профилю работы после защиты диссертации (желательно).

Выбор темы учитывает: Наличие или отсутствие литературы, информационных и практических материалов (не брать заоблачные темы) Наработки и образовательная база аспиранта, его кругозор, исследовательский опыт участия в научных конференциях, написание статей, докладов, интерес к выбранной теме, субъективные возможности провести необходимые исследования.

- Выбор темы сопровождается консультациями преподавателей и консультантов (если тема на стыке наук). - После выбора темы – встреча с руководителем. - Написание заявления (форма установлена вузом). - Работа с руководителем: план работы, подготовка и публикация статей (ВАК), календарный план, рекомендуемая литература, выбор методов исследования, обобщение и анализ, оформление диссертации, отзыв.

Вопрос 2. Методология исследования Методология - учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология - совокупность целей, задач, принципов, факторов и теоретических подходов, а также технологий и техник, средств и методов, сопровождающих научное исследование. Методология исследования - порядок последовательных действий, основанный на регламенте, нормативах и инструкциях научного исследования.

Акутальность темы исследования. Характеристики: -социальная значимость, важность, приоритетность среди других задач, - своевременность и научная важность изучения проблемы, - дает ответы на остро поставленные вопросы, отражает социальный заказ (цитирование правительственных документов), современные противоречия и состояния науки (т.е. степень разработанности проблемы)

Степень разработанности проблемы Описание научного базиса исследования, анализ информации о группе ученых, работающих по выбранной теме. Описательная характеристика работ ученых с указанием вопросов по интересующей научной проблеме. Акцент на возникшие пробелы во время исследований и определение необходимости их разрешения Конкретизация вопросов для исследования Представление авторов с указанием фамилий и инициалов в алфавитном порядке, изучаемых проблем, выбирая наиболее известных, отечественных и зарубежных ученых.

Актуальность и степень разработанности проблемы исследования характеризуют уровень и степень расхождения между спросом на научные идеи и реально сложившейся практикой; Выход на противоречие между государственным, общественным заказом и существующей реальной практикой; Противоречие должно быть разрешено в диссертации Постановка научной проблемы совместно с научным руководителем (несмотря на внушительное количество работ….., данный вопрос не стал предметом исследования…..)

Проблема исследования: «знание о незнании», сложная ситуация, требующая разрешения. позволяет осознать и определить тему, цель и задачи исследования. неудовлетворительное состояние реальности (социальной, международной, образовательной, экономической, организационной, юридической и др.). решение проблемы составляет и цель исследования.

Цель исследования Цель исследования, по сути, – это переформулированная проблема. Цель диссертации - выявление некоторых новых фактов и закономерностей или уточнение аспирантом раннее известных фактов, но проблемных и недостаточно изученных. Достижение цели позволяет получить новую информацию, на основании чего формулируются выводы и рекомендации по результатам исследования. Формулировка проблемы и цели исследования влечет за собой выбор объекта, предмета и гипотезы

Объект и предмет исследования Это то, на что направлен процесс научного познания соискателя, то, что подвергается исследованию. Важная характеристика объекта: он существует независимо от познающего и служит конкретным полем его поиска. В качестве объекта может выступать сама наука или ее отдельные аспекты. Предмет исследования – это определенная сторона объекта, конкретная проблема, в решении которой есть потребность у общества. Предмет – это то, что может значительно улучшить объект.

Гипотеза и ее положения - самый важный методологический инструмент исследования, потому что с их помощью соискатель находит новое знание, формулируются новые идеи. Гипотеза – научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза –мостик между существующими фактами и теми фактами, которые нужно изучить и получить.

Задачи исследования – исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. Каждая задача должна найти свое решение в одном из параграфов работы. Формулировка задач рекомендуется начинать глаголами совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, экспериментально проверить и т.д.

ТИПЫ ЗАДАЧ -связанные с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности проблемы, теоретическим обоснованием путей ее решения (провести анализ теоретических подходов, определить сущность предмета); -нацеленные на раскрытие общих способов решения проблемы, на анализ условий ее решения, разработку модель (разработать модель…); -имеющие прикладной и рекомендательный (разработать рекомендации, программу…)

Научная новизна -характеризует новые закономерности изучаемого объекта, его структуру и механизмы, -новое содержание, принципы, способы, методы, техники и технологии, которые к данному моменту времени не были известны; -может иметь и теоретическое и практическое значение.

Практическая значимость может состоять в разработке практических рекомендаций, подготовке практических предложений, улучшающих изучаемый объект. практическая ценность аспирантского исследования определяется тем, в какой степени полученные результаты внедрены или можно внедрить в практику - в образовательный процесс вуза, в производственный процесс предприятия, в бизнес-процесс фирмы, банковской системы, в повседневную деятельность учреждений, организаций, министерств и ведомств.

База исследования База исследования - основа реализации опытной работы (эксперимента), отвечающий за проверку теоретических данных и гипотетических положений на практике. Базой могут выступать компании, банки, образовательные учреждения, организации, министерства и ведомства. ….

Достоверность результатов исследования Предполагает: надежность, обоснованность, бесспорность, валидность (мера соответствия методик и результатов исследования поставленным задачам.) Достоверность может быть обоснована статистическими материалами, результатами мониторинга, длительным характером исследования, позволивший провести тщательный количественный и качественный анализ полученных данных, большим массивом представленного материала, данными отсроченного контроля.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!