Вклад М.В. Ломоносова в освоении северного морского пути Выполнила: обучающаяся 7 а класса Чупракова Ирина Научный руководитель: учитель географии Свирко Т.В.
Круг географических интересов Ломоносова был чрезвычайно широк: он изучал атмосферное электричество, решая в связи с этим ряд метеорологических проблем, имеющих крупное теоретическое значение; дал замечательный по глубине анализа, силе обобщений и могучему научному предвидению очерк учения о формировании лика Земли; огромны его заслуги в картографии, страноведении и экономической географии.
Разными проблемами географии Ломоносов М.В. занимался в течение всей своей научной деятельности, а в последние годы, заведуя географическим департаментом Академии наук, уделял географии очень большое внимание. И сегодня его работы являются актуальными, так как Россия смотрит на моря Северного Ледовитого океана как перспективную территорию, как в транспортном отношении, так и в отношении природных ресурсов. Все предсказания Ломоносова о богатствах нашей страны кажутся настолько современными, как будто и не было этих 300 лет. В связи с этим нашу работу посвящаем исследованию научного вклада М.В.Ломоносова в географию как науку.
То, что именно Ломоносов явился в отношении исследования Северного морского пути продолжателем Петра I не случайность. Гениально одаренный ученый, обладавший ясным практическим умом, Ломоносов был уроженцем Русского Севера. В юности Ломоносов, плавал на зверобойных судах в Белом море, и часто слышал рассказы поморов об их походах на Новую Землю и зимовках на этом арктическом острове. Слышал он и передававшиеся из поколения в поколение, рассказы о смелых плаваниях поморов через Карское море в Мангазею (центр пушной торговли в XVII веке), стоявшую на реке Таз, и о бесчисленных плаваниях казаков и торговых людей, большей частью выходцев из Архангельского края, в "Сибирском океане", то есть в море Лаптевых и Восточносибирском море.
Северный морской путь
Ломоносов правильно предугадал овальную форму Северного Ледовитого океана, американские берега которого тогда были не известны, предсказал большую ледовитость американского сектора Арктики, изучил типы и распространение льдов. Ученый создал самопишущие компасы «курсографы», морские барометры, «ночь зрительную трубу»- первые приборы ночного видения. Ломоносов впервые сформулировал зависимость толщины льда, от количества градусо-дней мороза.
Ломоносов останавливается и на динамике льдов Северного Ледовитого океана, отмечая, что "к движению своему (льды) имеют две причины: первую течение моря, вторую ветры". Это положение и в настоящее время является основой всех исследований по вопросу о дрейфе льдов. Во многих научных сочинениях: "Рассуждение о большой точности морского пути", "Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях" учёный касается вопросов северных полярных морей.
Ломоносову было ясно огромное экономическое значение, которое мог бы иметь для России Северный морской путь; было ясно и то, что никто лучше русских, имевших многовековый опыт полярных плаваний, не сможет разрешить эту проблему. Реки, которые несут свои воды в Северный Ледовитый океан, образуют единую транспортную систему с арктическими морями, благодаря чему Северный морской путь играет важнейшую роль в хозяйственной жизни многих обширных внутренних областей нашей страны. План освоения кратчайшего морского пути от северных берегов Европы в Тихий океан ученый разработал в 1763 году. Через год по его инициативе началась организация секретной правительственной экспедиции под руководством А. Чичагова с целью «учинить морского проходу Северным океаном в Камчатку». Выход экспедиции А. Чичагова в море состоялся в конце 1765 года, когда Ломоносова уже не было в живых.
Такими кораблями исследовали моря Северного океана
Только в XX веке российские полярники освоили Северный морской путь и превратили его в постоянно действующую магистраль. И в этом великом деле работы Ломоносова явились важной вехой. Ряд смелых мыслей великого учёного нашел свое подтверждение через два столетия. В 1762 году Ломоносов предсказал наличие в центре Арктического бассейна островов, влияющих на направление морских течений. В результате многолетних работ российскими учёными был обнаружен и исследован подводный хребет, поднимающийся со дна океана на 2,5 3 км примерно на том месте, где указал Ломоносов. В 1948 году этот хребет был назван именем М. В. Ломоносова.
Современные покорители Северного морского пути
Более одной трети территории нашей страны находится за Северным полярным кругом и в своем экономическом и культурном развитии непосредственно связано с Северным морским путем. Арктика - стратегический регион, зона интересов не только арктических государств, но и других стран с развитой экономикой. Их привлекают перспективы освоения нефтегазового потенциала арктического шельфа. Кроме того, через Арктику проходят морские пути между рынками Северо-Западной Европы и Тихоокеанского региона. При использовании Северного морского пути расстояние по этому маршруту сокращается на 3860 морских миль или на 34%. Особую важность сейчас приобретают вопросы безопасности мореплавания. В этом отношении Северный морской путь можно назвать самым безопасным.
Океан покрыт льдом
Без Северного морского пути немыслимо экономическое развитие северных регионов России, в том числе Республики Саха (Якутии). По этой морской трассе завозят необходимые грузы- топливо, горюче- смазочные материалы, грузоподъемную технику для строительства и добычи полезных ископаемых, продукты питания и т.д. Морской порт- поселок Тикси их принимает и отправляет на речных судах по реке Лене и её притокам. Ведь Якутия- это отдаленный и труднопроходимый, а зачастую и бездорожный край, куда грузы и товары первой необходимости доставляются только речным и морским путем.
Хребты Ломоносова и Менделеева
Взгляды Ломоносова значительно опередили его время.
На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление. Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие не противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному (В.Г. Белинский).
Добыча нефти и газа на Русском шельфе морей
Полуостров М.В. Ломоносова