Топливная экономичность автомобиля Измерители топливной экономичности двигателя и автомобиля Топливная экономичность автомобильного двигателя Часовой расход топлива двигателем G Т, [кг/ч; г/с] Удельный эффективный расход топлива двигателем g е, [г/(к Вт ч)]; g е = 1000G т /Р е ; g е min – минимальный удельный эффективный расход топлива двигателем; g е min = 240…310 г/(к Вт ч) – бензиновые двигатели; g е min = 180…230 г/(к Вт ч) – дизельные двигатели; g ер = (1,05…1,15) g е min – удельный эффективный расход топлива двигателем при максимальной мощности. 75
Топливная экономичность автомобиля Измерители топливной экономичности двигателя и автомобиля Топливная экономичность автомобиля Путевой расход топлива, [л/100 км] (в США – обратная величина; длина пробега на единицу объема израсходованного топлива). Удельный расход топлива в литрах на единицу транспортной работы, [л/100 т км; л/100 пас км] Для грузового автомобиля где – путевой расход; – масса перевезенного груза. Для пассажирского автомобиля где – число перевезенных пассажиров. 76
Топливная экономичность автомобиля Уравнение расхода топлива удельный эффективный расход топлива двигателем, зависит от угловой скорости вала и степени нагрузки двигателя, г/(к Вт·ч); мощности, затрачиваемые на преодоление сопротивления дороги, воздуха и сил инерции при разгоне, к Вт; скорость движения автомобиля, м/с; плотность топлива, кг/л; КПД трансмиссии. 1-й способ – по нагрузочной характеристике двигателя Определение удельного расхода топлива двигателем 2-й способ – по графику зависимости от степени использования мощности двигателя 77
Топливная экономичность автомобиля Уравнение расхода топлива удельный эффективный расход топлива двигателем при максимальной мощности; коэффициент, учитывающий степень использования угловой скорости вала двигателя; степень использования угловой скорости вала двигателем значение угловой скорости вала двигателя, соответствующее заданной скорости движения; мощность двигателя по внешней скоростной характеристике, при угловой скорости, соответствующей заданной скорости движения. 3-й способ – аналитический, с использованием результатов обработки большого числа топливно-экономических характеристик различных двигателей коэффициент, учитывающий степень использования мощности двигателя. степень использования мощности двигателя значение угловой скорости вала двигателя при максимальной мощности. мощность двигателя, затрачиваемая на преодоление сопротивлений движению при заданной постоянной скорости; 78
Топливная экономичность автомобиля Уравнение расхода топлива для карбюраторных двигателей: для дизельных двигателей: 79
– минимальный удельный эффективный расход топлива двигателем, г/к Втч (для расчета по формуле Топливная экономичность автомобиля Алгоритм расчета путевого расхода топлива при установившемся движении – коэффициент сопротивления дороги; Подготовка исходных данных: – угловая скорость вала двигателя при максимальной мощности, рад/с. где, или нагрузочная характеристика двигателя, или зависимость от степени использования мощности двигателя; – полный вес автомобиля, кН; u кп, u дтп, u о – передаточные числа коробки передач, дополнительной и главной передачи; – КПД трансмиссии; – радиус качения колеса, м; – коэффициент учета вращающихся масс; фактор обтекаемости, кг/м; – плотность топлива, кг/л; – скоростная внешняя характеристика двигателя; скорость движения автомобиля, м/с; 80 ),),
1. Определение угловой скорости коленчатого вала двигателя при заданной скорости движения автомобиля Топливная экономичность автомобиля Алгоритм расчета путевого расхода топлива при установившемся движении 2. Определение мощности двигателя по скоростной внешней характеристике при заданной скорости коленчатого вала двигателя 3. Определение мощности сопротивления движению автомобиля, приведенной к валу двигателя 4. Определение степени использования мощности и угловой скорости коленчатого вала двигателя степень использования мощности двигателя степень использования угловой скорости коленчатого вала двигателя мощность сопротивления дороги мощность сопротивления воздуха 81
6. Определение расхода топлива при рассматриваемом режиме 7. Определение путевого расхода топлива автомобилем, л/100 км 5. Определение коэффициентов, учитывающих степень использования мощности и степень использования угловой скорости Топливная экономичность автомобиля Алгоритм расчета путевого расхода топлива при установившемся движении – для карбюраторных двигателей – для дизельных двигателей 82
Топливная экономичность автомобиля Показатели и характеристики топливной экономичности АТС Номенклатура показателей по ГОСТ Контрольный расход топлива – расход топлива при заданных установившихся скоростях движения автомобиля на высшей передаче на прямой горизонтальной дороге с твердым гладким покрытием Автомобили полной массой до 3,5 т при V=90 км/час и V=120 км/час; 1.2. Автомобили грузовые и автопоезда (кроме полноприводных) полной массой свыше 3,5 т, автобусы пригородного и местного сообщения при V=60 км/час и V=80 км/час; 1.3. Автобусы городские при V=40 км/час и V=60 км/час; 1.4. Автопоезда магистральные, автобусы междугородные и туристические при V=60 км/час и V=80 км/час; 1.5. Автомобили полноприводные полной массой свыше 3,5 т при V=40 км/час и V=60 км/час; 2. Расход топлива в магистральном цикле на дороге – расход топлива, полученный на прямой горизонтальной дороге при регламентированных режимах движения, имитирующих магистральные эксплуатационные режимы. 83
Топливная экономичность автомобиля Показатели и характеристики топливной экономичности АТС 3. Расход топлива в городском цикле на дороге – полученный на прямой горизонтальной дороге при регламентированных режимах движения, имитирующих городские эксплуатационные режимы. 4. Расход топлива в городском цикле на стенде – расход топлива, полученный при имитации городского цикла на стенде в соответствии с международными требованиями установленными Правилами ЕЭК ООН 15 и 84 (европейский цикл). 84
Топливная экономичность автомобиля Показатели и характеристики топливной экономичности АТС 5. Топливная характеристика установившегося движения – зависимость расхода топлива от скорости установившегося движения автомобиля на заданной передаче по горизонтальной дороге с твердым гладким покрытием. 6. Топливно-скоростная характеристика на магистрально-холмистой дороге – зависимость расхода топлива и средней скорости от допускаемой при движении автомобиля на магистрально- холмистой дороге с заданной характеристикой при заданном режиме. 85