Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук
Библиотека – живой и очень динамичный организм. Изменение системы информационных коммуникаций. Широкое распространение электронных изданий. Организация удаленного доступа…
Проблемная ситуация – объективное противоречие между знанием необходимости определённых действий и незнанием путей их реализации.
Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, принципов, законов и теорий. Решение проблемы – получение нового знания об изучаемом явлении и снятие возникшего противоречия.
Типы научных исследований Фундаментальные. Прикладные. Разработки.
Типы научных исследований Фундаментальные – направлены на изучение основополагающих тенденций развития явлений, закономерностей их функционирования, поиск новых неизвестных фактов, событий, процессов, а также механизмов и законов, управляющих ими. Новое знание рождается в результате критического осмысления уже накопленного той или иной дисциплиной теоретического знания.
Прикладные исследования – выявляют способы включения уже познанных законов и закономерностей в практическую деятельность.
Разработки направлены на внедрение новых методов, приёмов в библиотечную практику.
Уровни исследований Мировоззренческий – теоретическое осмысление опыта, накопленного наукой и практикой; Функционально-прикладной – научное обоснование внедрения нового в практику; Эмпирический – методические рекомендации по внедрению апробированных методов и приёмов.
В библиотеках чаще всего – прикладные исследования и разработки.
Основные этапы исследования Разработка программы. В программе формулируются: цель; задачи; методы; основные пути и формы внедрения результатов.
Этапы Подготовительный (изучение литературы, подготовка аналитического обзора – степень разработанности проблемы).
Проведение исследования (сбор материала). Обработка информации. Внедрение результатов в практику.
Программа любого исследования содержит два блока: Методологический, организационно-методический.
Методологическая часть Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (читатели, фонды библиотеки). Предмет исследования – стороны, свойства, характеристики, особенности, закономерности развития объекта (репертуар чтения в библиотеках). Терминологический анализ понятий.
Формулирование цели и задач исследования. Цель – то, что исследователь хочет получить в результате работы, т. е. выражение теоретической и практической потребности… Основные задачи – от 3 до 8.
Формулирование гипотезы – предположение о возможном решении поставленной научной проблемы. Гипотеза связывает теорию и исследование: описательная; гипотеза о причинах; гипотеза о законах; абстрактная гипотеза.
Методическая часть программы Оптимальные пути и приёмы сбора информации. Методика исследования: приём, процедура, научный метод исследования.
Методы исследования Различные статистические группировки. Графические методы анализа информации. Факторный анализ. Дисперсный анализ. Рекомендации по внедрению результатов в практику.
Методы изучения информации Традиционные (общие и специальные) и формализованные. Общие – понимание, интуиция, осмысление (общенаучные методы). Специальные – источниковедческие, психологические, библиотековедческие.
Формализованные методы Контент-анализ: выделение в тексте нескольких смысловых единиц и подсчет частоты употребления этих единиц, сравнение одного текста с другим, а также с общим объёмом информации в изучаемой совокупности документов.
Терминологический анализ. Метод операционализации понятий – процесс сопоставления понятий с фактами, явлениями или событиями, которые они отражают. Наблюдение. Опрос (анкетирование, интервьюирование). Методика выборки (случайная, системная, серийная).
Эксперимент.
Экспертные методы – методы разработки прогнозов: методы экспертных оценок, методы экстраполирования и интерполирования, моделирования.
Специальные методы библиотековедческих исследований.
Итак, средствами научной деятельности являются методы научного познания. Итогом научного познания являются знания, функционирующие в виде принципов, правил, практических рекомендаций.
«Быть библиотекарем значит то же, что ехать на велосипеде: если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед, вы падаете».D. Shumaker
Литература Крейденко В. С. Библиотечные исследования. Научные основы : учеб. пособие. М. : Книга, с. Лаврик О. Л. Организация научного исследования в библиотеке. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, с. – То же. Электронный ресурс. URL: hebn04.pdf
Благодарю за внимание! Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук,