Анна Зеленцова, координатор совместного Проекта Минфина России и Всемирного банка, 10 февраля 2015 года, Москва «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Международный контекст финансовой грамотности: 1. Создание Траст фонда со Всемирным банком и ОЭСР 2009: Международные исследования эффективности финансового образования, Разработка инструментария по оценке фин грамотности и образовательных программ, Примеры информационной кампании в ЮАР и др.странах 2. Председательство России в АТЭС – 2012: Финансовая грамотность детей и молодежи – совместное заявление Министров финансов АТЭС. 3. Председательство России в Группе двадцати -2013: Председательство в Глобальном партнерстве по финансовой доступности, Совместная разработка инструментов и рекомендаций, Финансовая грамотность звучит в Декларации лидеров Группы двадцати.
Что такое финансовая грамотность? (Как ведет себя финансово грамотное население) Финансово грамотное население Ежемесячно ведет учет расходов и доходов личных и семьи Живет по средствам – без излишних долгов Финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии) Приобретает финансовые продукты и услуги на основе рационального выбора Ориентируется в финансовой сфере.
Что известно о финансовой грамотности взрослого населения в России? Менее трети россиян (30%) понимают важность наличия «финансовой подушки безопасности». Более 60 % населения не готовы нести ответственность за собственные финансовые решения и возможные потери на финансовых рынках. Треть россиян (33%) справились с базовым тестом по финансовой арифметике. Отсутствует устойчивая привычка сравнивать различные условия получения финансовых услуг у 38% опрошенных. Лишь каждый пятый россиянин уверены в справедливом разрешении споров с финансовыми организациями
Результаты теста PISA 15-летних учащихся по финансовой грамотности 5 Российская академия образования
Распределение учащихся по уровням финансовой грамотности (в %) Российская академия образования
Примеры заданий Российская академия образования На рынке помидоры можно купить килограммами или ящиками. НА РЫНКЕ НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ 2,75 седов за 1 кг 22 езда за ящик 10 кг Вопрос 2: НА РЫНКЕ (уровень 2, 459 баллов) Вопрос 3: НА РЫНКЕ (уровень 1, 398 баллов) Запишите обоснование, поддерживающее данное утверждение. Для некоторых людей покупка ящика помидоров может быть плохим финансовым решением. Объясните почему. Алла Петровна получила кредит в 8000 седов от финансовой компании «Первый кредит». Годовая процентная ставка на кредит составляет 15%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита составляют 150 седов. После одного года долг Аллы Петровны все еще составляет 7400 седов. Другая финансовая компания, «Лучший кредит», предлагает Алле Петровне кредит в седов с годовой процентной ставкой 13%. Ее ежемесячные выплаты по возврату кредита также будут составлять 150 седов. Вопрос 1: НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (полный ответ: уровень 5, 663 балла; частично верный ответ: уровень 3, 510 баллов) Если Алла Петровна возьмет кредит от компании «Лучший кредит», она тут же вернет свой нынешний кредит. Какие две другие финансовые выгоды получит Алла Петровна, если возьмет кредит от компании «Лучший кредит»? Вопрос 2: НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (уровень 4, 582 балла) С каким возможным негативным финансовым последствием столкнется Алла Петровна, если согласится взять кредит от компании «Лучший кредит»?
Цели Проекта Повышение уровня финансовой грамотности населения: Формирование ответственного отношения граждан к личным финансам и эффективного финансового поведения, соответствующего их долгосрочным интересам Формирование системы финансового образования и просвещения Повышение эффективности защиты прав потребителей финансовых услуг в России
Целевые группы Проекта: 1. Учащиеся школьного возраста и студенты: Эта группа скоро станет экономически активной и столкнется с проблемой принятия решений в финансовой области, Более восприимчива к формированию установок, навыков финансового планирования и рационального поведения, Прямой доступ к целевой аудитории в системе образования, Канал воздействия на взрослое население – родителей. 2. Взрослое население с низким и средним уровнем дохода: Представляют основную массу населения России, Потребители массовых финансовых продуктов, включая потребительские кредиты, Имеют неудовлетворительные знания и навыки, наиболее склонны к необоснованным финансовым решениям, которые болезненно сказываются на их жизненном уровне.
Проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации»
Основные компоненты и ожидаемые результаты Проекта 1 компонент – Поддержка разработки политики финансовой грамотности: Национальная стратегия повышения финансовой грамотности; Инструменты оценки финансовой грамотности и финансового поведения населения, оценка эффективности программ; Рамки компетенций финансовой грамотности; Усовершенствованная нормативно-правовая база в области защиты прав потребителей. 2 компонент – Создание потенциала в области повышения финансовой грамотности (на федеральном и региональном уровнях): Функционирующие центры, реализующие программы по повышению финансовой грамотности населения; Кадры на федеральном и региональном уровнях: методисты, тьютеры, педагоги, журналисты;
Участие регионов Российской Федерации в реализации Проекта Два пилотных региона – Калининградская и Волгоградская области со старта Проекта. Осенью 2013 г. подведены итоги конкурса по отбору новых регионов-участников Проекта. Отобраны 8 регионов: Алтайский край, Архангельская область, Краснодарский край, Город Москва, Саратовская область, Ставропольский край, Республика Татарстан, Томская область.
3 компонент – Образовательные программы Открытый доступ к образовательным ресурсам; 30 модулей по финансовой грамотности в системе общего и проф. образования и детдомах, Образовательные программы для бакалавриата и магистратуры ВУЗов, Семинары для взрослых и обучение на рабочем месте, дни сбережений и финансовой грамотности; Он-лайн ресурсы, игры, самообразование Программы доп. образования, конкурсы, олимпиады, детские лагеря, акции.
Образовательные программы В центре внимания базовые навыки финансовой грамотности; Особое внимание следующим вопросам: (i) недопущение избыточного долга; (ii) создание «финансовой подушки» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций и долгосрочных сбережений; (iii) планирование и сбережение; (iv) разрешение споров с финансовыми организациями и механизмы защиты прав потребителей.
Аудитория
Открытый урок Министра финансов в школе – 2013 г.
Первая Неделя сбережений – г. 11 регионов-участников: Алтайский край, Архангельская область, Волгоградская область, Калининградская область, Краснодарская область, Красноярский край, Новосибирская область, Омская область, Ставропольский край, Республика Татарстан, Томская область. Более 110 семинаров, он-лайн обучение, комплекты для самообучения, библиотека материалов Более 167 СМИ партнеров 27 сертифицированных тренеров по финансовой грамотности человек приняли участие в обучении
Комплекты учебных модулей
Первая Неделя сбережений в России 188 публикаций 17 интервью в федеральных СМИ
9 – 17 марта 2015 года – Молодежная Неделя финансовой грамотности (в рамках Глобальной недели финансов, посвященной в 2015 году сбережениям. 11 регионов - участников; Он-лайн, социальные сети, офф-лайн, Конкурсы, экскурсии, открытые уроки, вебинары, эссе; Кросс-секторное партнерство: школы, ВУЗы, банки, финансовые организации, региональные Минфины и терорганы Центробанка, некоммерческие организации и др.
Компонент 3 - Информационная кампания - в стадии подготовки Общенациональный охват и региональная специфика; Ясность сообщений; Печатные средства информации, ТВ + интернет; Социальные сети; Обучение студентов-журналистов и просвещение действующих журналистов. Пилотная программа на ВГТРК.
Что работает – международная практика «Эдутеймент» - современный коммуникационный подход, сочетающий образовательные и развлекательные элементы, в том числе телешоу, викторины и игры, социальную рекламу, образовательные ролики; Разнообразие каналов и способов подачи сообщений; Формирование позитивного отношения; Соответствие жизненной ситуации.
Отбор и поддержка инициатив в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг
Результаты первого и второго раундов Конкурса В 1 раунде отобраны 19 проектов: 12 проектов в номинации «Повышение финансовой грамотности населения»; 7 проектов в номинации «Защита прав потребителей финансовых услуг». Во 2 раунде 28 проектов: 15 и 13. Тематика проектов: создание и выпуск телепередач, мультфильмов для детей, консультирование и юридическая помощь гражданам, программы социальной реабилитации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, он-лайн курсы, сельский университет третьего возраста и др. Обширная география проектов.
Результаты второго раунда Конкурса Отобраны: 15 проектов в номинации «Повышение финансовой грамотности населения»; 13 проектов в номинации «Защита прав потребителей финансовых услуг». Тематика проектов: создание и выпуск телепередач, мультфильмов для детей, консультирование и юридическая помощь гражданам, программы социальной реабилитации детей-сирот и детей с ограниченными возможностями, он-лайн курсы, сельский университет третьего возраста и др. Обширная география проектов.
4 компонент - Совершенствование защиты прав потребителей финансовых услуг Задачи : институциональное укрепление Роспотребнадзора как государственного органа, занимающегося защитой прав потребителей финансовых услуг и подготовка специалистов; запуск механизмов оценки и информирования общественности о текущем состоянии и динамике защищенности прав потребителей финансовых услуг, а именно: Ежегодные доклады о состоянии защиты прав потребителей независимый мониторинг финансовых организаций (общественная инспекция) содействие развитию институтов гражданского общества, способствующих лучшей защите прав и информированности потребителей финансовых услуг и системы внесудебного урегулирования споров (института финансового омбудсмена)
Элементы эффективного функционирования розничного финансового рынка Регулирование (законодательство, контроль / надзор) Конкуренция Защита прав потребителей Финансовая грамотность населения Деловая практика и этика финансовых институтов Качество и слаженность функционирования всех этих элементов необходимы для цивилизованного рынка Доступность финансовых услуг Нужны общие усилия!
Спасибо за внимание!