МОТИВЫ, ПЕРСОНАЖИ И СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОППОЗИЦИИ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ФОЛЬКЛОРИСТИКЕ А. В. Рафаева, к.ф.н., н.с. ЛАЛС НИВЦ МГУ.
Формула сказки В.Я. Проппа Функции определяются относительно сюжета сказки как целого по результатам действия Число функций постоянно, персонажи задаются достаточно произвольно Последовательность функций не случайна. В частности, ход, содержащий функции Б-П, всегда предшествует ходу с функциями З-Р
Компьютерные исследования Порождение сказок Использование теории графов для изучения частых и редких функций, путей порождения сказок Разметка сказочного текста по функциям Проппа
Мотивы Понятие мотива, введенное А.Н. Веселовским, широко используется. Общепринятого определения термина до сих пор не существует. – Мотив существует в одной модификации, и всякое изменение дает новый мотив (указатели АТ, Березкина и др.) – Мотив может быть представлен на двух уровнях: уровень семантического обобщения и уровень конкретной реализации (алломотив и мотивема по А. Дандесу, архетипические мотивы Е.М. Мелетинского) Мотив независим от лексического выражения Один и тот же мотив (например, победа над драконом) может выполнять различные функции
Архетипический мотив ЧС и сюжет сказки (сказка Царевна-Лягушка) Мотив чудесной супруги предполагает два события: – Герой женится на чудесной (тотемной) девушке, она живет с ним и приносит материальные блага людям; – Герой или его родственники нарушают брачные табу, чудесная жена возвращается в свой мир. Попадая в волшебную сказку с ее обязательным счастливым финалом, мотив приобретает третье действие – восстановление нарушенного брака.
Мотив в компьютерной фольклористике Указатели мотивов, в том числе в виде гипертекста Представление мотивов в виде графов Разметка текста Автоматическое выделение мотивов: – Статистическими методами – С помощью заданных вручную ключевых слов
Персонажи То, как персонаж действует, определяется тем, что он из себя представляет (Е.С. Новик) Персонаж может быть представлен как пучок типовых функций, скрепленных именем (Е.Е. Левкиевская, о БД славянских мифологических персонажей)
Царевна в волшебной сказке Невеста Пассивная царевна Активная Лягушка Птица Богатырка Дочь Водяного
Кот в волшебной сказке Персонаж по Проппу: – Даритель (даритель-испытатель, кот в доме бабы-яги) – Помощник – Вредитель (кот-Баюн) Семантическая роль: – Служить диковинкой Семантическая оппозиция: домашний (в доме бабы-яги или героя) – дикий (три года под кустом жил) Частая характеристика: – Связь с морем или заморской страной, в том числе способность далеко плавать и служить «транспортным средством»
Компьютерные исследования БД славянских мифологических персонажей Возможный способ исследования (в системе СКАЗКА-2): – Поиск по имени, выделение типовых функций, ролей, семантических оппозиций и частых характеристик – Поиск набора функций и других признаков (персонаж без имени, например, «стар-мудёр человек»)
Выводы Волшебная сказка представляет собой исторически сложившуюся систему со своими закономерностями и рядом частично независимых подсистем Наиболее продуктивным представляется использование различных моделей, например, функции Проппа и мотивы Компьютерный анализ сказочного текста позволяет учитывать большое количество факторов одновременно и, соответственно, дает возможность применять различные модели
Спасибо за внимание!