МБОУ « Родинская средняя общеобразовательная школа 2» Электронное пособие по русскому языку «РАБОТА НАД ОШИБКАМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» Автор : Белоус Дина Ивановна учитель начальных классов МБОУ « РСОШ 2»
Список орфограмм 1. Заглавная буква в начале предложения. 2. Слоги. 3. Перенос слова. 4. Мягкий знак-показатель мягкости согласных. 5. Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн-. 6. Непроверяемые безударные гласные в корне слова. 7. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. 8. Большая буква в именах собственных. 9. Удвоенная согласная. 10. Проверяемая безударная гласная в корне слова. 11. Разделительный «ь». 12. Предлоги.
Список орфограмм 13. Ошибка на замену и пропуск букв. 14. Ошибки в составлении и разборе предложений. 15. Непроизносимые согласные в корне слова. 16. Разбор слов по составу. 17. «Не» с глаголом. 18. Разделительный «ъ». 19. «ь» в конце существительных после шипящих. 20. Безударные, падежные окончания имён существительных. 21. Безударные, падежные окончания имён прилагательных. 22. Безударные личные окончания глаголов. 23. Окончания глаголов 2 лица ед.ч. 24. Суффиксы глаголов в прошедшем времени.
Заглавная буква в начале предложения Правило Что делать ? Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится «.» или «!», или «?» Выпиши предложение правильно. Придумай и запиши свое предложение. Подчеркни ошибку. ( Прошло знойное лето. Наступила золотая осень.)
Слоги Правило Что делать ? Сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Напиши слово. Раздели на слоги. Поставь ударение. Подчеркни гласные. ( Сне - го - вик.)
Перенос слова Правило Что делать ? Слова переносим по слогам. При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить одну букву на новую строку. Напиши слово. Покажи все способы для переноса. ( Де - рев - ня, группа )
Мягкий знак-показатель мягкости согласных. Правило Что делать ? Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков. Напиши слово. Подчеркни согласную вместе с « ь ». Допиши ещё два слова на данное правило. ( Радость, честь, сильная.)
Жи-, ши-, ча-, ща-, чу-, щу-, чк-, чн- Правило Что делать ? Жи - ши пиши с буквой и. Ча - ща пиши с буквой а. Чу - щу пиши с буквой у. Сочетания – чк -, - чн -, пишутся без мягкого знака. Напиши слово правильно. Допиши ещё два слова на это правило. Выдели и подчеркни орфограмму. ( Карандаши, часы, чудо, дочка, ночной.)
Непроверяемые безударные гласные в корне слова. Правило Что делать ? Слова с непроверяемым написанием надо запомнить. Напиши слово правильно 3 раза. Поставь ударение, раздели на слоги. Выдели « опасные » места. ( У / че / ник, у / че / ник, у / че / ник.)
Парные звонкие и глухие согласные в корне слова. Правило Что делать ? Чтобы проверить парный согласный по глухости и звонкости надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный или согласный [ н ]. Напиши слово правильно. Подбери проверочное слово, выдели корень, подчеркни. ( Травка – трава, утюг - утюги, книжка - книжный.)
Большая буква в именах собственных. Правило Что делать ? Имена, отчества и фамилии людей, названия рек, городов, морей, деревень, клички животных пишутся с заглавной буквы. Выпиши слово. Придумай еще 2 слова на эту орфограмму. ( Морозов Иван, река Волга, город Москва.)
Удвоенная согласная. Правило Что делать ? При переносе слов с двойными согласными одна буква оставляется на строке, другая переносится. Напиши слово правильно. Выдели удвоенную согласную. Запиши ещё 3 слова на данное правило. ( Класс, тонна, длинный.)
Проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило Что делать ? Безударный гласный в корне проверяй ударным. Для этого измени слово или подбери однокоренное. Выпиши слово правильно. Поставь ударение, обозначь безударную гласную. Подбери проверочное слово и напиши его, обозначив ударение. ( Хвосты – хвост, сомы - сом..)
Разделительный «ь». Правило Что делать ? Разделительный мягкий знак показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Разделительный мягкий знак пишется после согласного перед гласными Е, Ё, Ю, Я, Выпиши слово правильно. Подчеркни разделительный « ь » знак, допиши ещё 2 слова на данное правило. ( Семья, вьюга, чутьё.)
Предлоги. Правило Что делать ? Предлоги пишутся раздельно от слова. Между предлогом и словом можно вставить ещё слово. Напиши слово с предлогом. Поставь между словом и предлогом вопрос или слово. ( В сугроб – в ( пышный ) сугроб, на деревьях – на ( чём ?) деревьях.)
Ошибка на замену и пропуск букв. Правило Что делать ? Когда пишешь, проговаривай ! Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву. ( Белка, золотой, говорит.)
Ошибки в составлении и разборе предложений. Правило Что делать ? Составь и запиши предложение правильно. Если необходимо сделай разбор. предл. сущ. гл. прил. сущ. ( На ёлке сидел старый ворон.)
Непроизносимые согласные в корне слова. Правило Что делать ? В некоторых словах согласные Т, Д, Л, В пишутся, но не произносятся. Эти слова нужно проверять. Напиши слово правильно. Подбери родственные слова, чтобы непроизносимый звук слышался четко. Выдели корень и орфограмму. ( Грустный – грусть.)
Разбор слов по составу. Правило Что делать ? 1. У слова найти окончание. 2. Указать основу слова. 3. Выделить корень ( для этого нужно подобрать однокоренные слова ) 4. Выделить приставки и суффиксы ( если они есть ). Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши ещё 2 слова к данной схеме.
«Не» с глаголом. Правило Что делать ? Не с глаголом пишется раздельно. Выпиши глагол с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму. ( Не пришёл, не захотел.)
Разделительный «ъ». Правило Что делать ? Разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную и перед гласными е, ё, ю, я. Выпиши слово правильно. Выдели приставку, подчеркни ъ и гласную после него. Запиши ещё два слова на эту орфограмму. ( Объезд, подъехал, съел.)
«ь» в конце существительных после шипящих. Правило Что делать ? Запомни : женский род – ь мужской род ---. Напиши слово правильно, определи род. Напиши ещё 2 слова на данное правило. ( Дочь, ночь – ж. р., Ключ, смерч – м. р.)
Безударные, падежные окончания имён существительных. Правило Что делать ? 1 скл. 2 скл. 3 скл. Р. п. – ы,- и Т. п. – ом,- ем Р. п., Д. п., П. п. – и Д. п и П. п. – е П. п. – е Т. п. – ю. Выпиши словосочетание. Поставь вопрос. По начальной форме определи склонение и падеж. Выдели окончание. ( Сидит ( на чём ?) на крыше (1 скл., П. п.))
Безударные, падежные окончания имён прилагательных. Правило Что делать ? Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Поставь вопрос. Определи род, число и падеж прилагательного по существительному. ( к дому ( какому ?) дальнему – муж. р., ед. ч., Д. п.)
Безударные личные окончания глаголов. Правило Что делать ? Выпиши глагол правильно. Поставь ударение. Поставь глагол в неопределённую форму, определи спряжение. (1 спр. - е, - ут, - ют 2 спр. – и, - ат, - ят )
Окончания глаголов 2 лица ед.ч. Правило Что делать ? Напиши глагол правильно. Выдели окончание. Запиши ещё 2 слова на данное правило. ( Читаешь, сидишь.)
Суффиксы глаголов в прошедшем времени. Правило Что делать ? Выпиши слово правильно, поставь в неопределенную форму. Обрати внимание на букву перед суффиксом ть. Оформи орфограмму. ( Читал - читать.)