Оценивание является постоянным процессом. Оценивание может быть только критериальным. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включились в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке. В оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. В частности, при выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности. Оценочная деятельность учителя.
ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА: учитель, ученик, и родители ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА: государственные службы аттестация: выпускник мониторинг: система образования Модели оценочной деятельности: процедуры
стартовую диагностику; текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения; итоговое оценивание. Три вида оценивания:
Формы контроля и учета достижений: ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ - устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - доклад - изложение - творческая работа
Формы контроля и учета достижений: ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ - диагностическая контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения
Формы контроля и учета достижений: ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах - творческий отчет
Объективная оценка предназначена 1. Получение объективной информации о достигнутых результатах 2. Выявление положительных и отрицательных тенденций в работе учителя 3. Определение причин повышения или снижения уровня достижений учащихся с целью последующей коррекции образовательного процесса
Функции оценивания учебных достижений Контролирующая (установление уровня достижений учащихся, даёт возможность учителю корректировать методику изучения следующего материала) Учебная (организация оценивания достижений учащихся, когда его провидение способствует усовершенствованию подготовки учащихся) Диагностическая (диагностический подход в деятельности Учителя, который помогает установить причины трудностей, выявлять пробелы в умениях и знаниях учащихся Воспитательная (комментирование и оценивание работ)
5 уровней критерия 1. Очень плохо («1» - Выставляется за отсутствие ответа.) 2. Плохо («2» - Основное содержание учебного материала не раскрыто, не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя, допущены грубые ошибки в определении понятий и в использовании терминологии.) 3. Удовлетворительно («3» - Продемонстрировано усвоение основного содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно, определения понятий недостаточно чёткие, не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены существенные ошибки при их изложении, допущены ошибки и неточности в использовании терминологии, определении понятий. 4. Хорошо («4» - Раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия и использованы научные термины, ответ, в основном, самостоятельный, но допущена неполнота определений, не влияющая на их смысл, и/или незначительные нарушения последовательности изложения, и/или незначительные неточности при использовании терминологии или в выводах. 5. Отлично («5» - Полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; правильно и полно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использована терминология; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.)
5-балльная и 12-балльная системы оценивания взаимозаменяемые и не влияют на объективность оценивания знаний учащихся.