Спецификация функциональных требований к ИС
Выделение и классификация процессов Наиболее распространены следующие четыре вида бизнес- процессов: Процессы, создающие наибольшую добавленную стоимость (экономическую стоимость, которая определяется издержками компании, относимыми на продукцию). Процессы, создающие наибольшую ценность для клиентов (маркетинговую стоимость за счет дифференциации продукции). Процессы с наиболее интенсивным межзвенным взаимодействием, создающие транзакционные издержки. Процессы, определенные стандартами ИСО 9000, как обязательные к описанию при постановке системы менеджмента качества.
Упрощенная модель деятельности компании
Основные процессы Производственно-коммерческие цепочки Реализация запроса клиента
Жизненный цикл документа предоставляет исходные данные; подготавливает, разрабатывает; заполняет; корректирует; оформляет; подписывает; контролирует соответствие установленным требованиям; визирует; согласует; утверждает; акцентирует (принимает к сведению, использует); хранит; снимает копию.
Процессы управления стратегическое управление; организационное проектирование (структуризация); маркетинг; финансово-экономическое управление; логистика и организация процессов; менеджмент качества; персонал.
Управленческий цикл В общем виде сбор информации; выработку решения; реализацию; учет; контроль; анализ; регулирование Вариант детализации сбор информации; определение состава собираемой информации; определение форм отчетности. выработка решения; анализ альтернатив; подготовка вариантов решения; принятие решения; выработка критериев оценки; реализация; планирование; организация; мотивация; координация; контроль исполнения учет результатов; сравнение по принятым критериям; анализ анализ дополнительной информации; диагностика возможных причин отклонений; регулирование регулирование на уровне реализации регулирование на уровне выработки решения
Двухуровневая модель деятельности предприятия
Цикл управления ресурсами выбор (или получение от системы верхнего уровня) целевого критерия оценки качества решения; сбор информации о ресурсах предприятия или возможностях внешней среды; просчет вариантов (с различными предположениями о возможных значениях параметров); выбор оптимального варианта принятие решения (= ресурсного плана); учет результатов (и отчетность); сравнение с принятым критерием оценки ( = контроль результатов); анализ причин отклонений и регулирование
Цикл организационного менеджмента определение состава задач (обособленных функций, операций); выбор исполнителей (- распределение зон и степени ответственности); проектирование процедур (последовательности и порядка исполнения); согласование и утверждение регламента исполнения (- процесса, плана мероприятий); отчетность об исполнении; контроль исполнения (- процедурный контроль); анализ причин отклонений и регулирование.
Процессы обеспечения обеспечение производства; техобслуживание и ремонт оборудования; обеспечение теплоэнергоресурсами; обслуживание и ремонт зданий и сооружений; технологическое обеспечение; метрологическое; техника безопасности; экологический контроль и т.п. обеспечение управления; информационное обеспечение; обеспечение документооборота; коммуникационное обеспечение; юридическое обеспечение; обеспечение безопасности; материально-техническое обеспечение управления; хозяйственное обеспечение; обеспечение коммунальными услугами; транспортное обслуживание и т.п.
Упрощенная матрица проекций обеспечивающих бизнес-функций
Матрица проекций обеспечивающих бизнес-функций
Проведение предпроектного обследования предприятий Комплект документов 1. Сводная информация о деятельности предприятия. –Информация об управленческой, финансово- экономической, производственной деятельности предприятия. –Сведения об учетной политике и отчетности. 2. Регулярный документооборот предприятия. –Реестр входящей информации. –Реестр внутренней информации. –Реестр исходящей информации. 3. Сведения об информационно–вычислительной инфраструктуре предприятия. 4. Сведения об ответственных лицах.
Сведения о документообороте РЕЕСТР ВХОДЯЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ РЕЕСТР ВНУТРЕННЕЙ ИНФОРМАЦИИ РЕЕСТР ИСХОДЯЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ (Наименование предприятия)(Наименование подразделения) Характеристики обработки документов Наименование и назначение документа Кто обрабатывает Откуда поступает Трудоемкост ь Периодичность, регламент Способ получения (Наименование предприятия)(Наименование подразделения) Характеристики обработки документов Наименование и назначение документа Кто обрабатывает Кому передает Трудоемко сть Периодичность, регламент Способ получения (Наименование предприятия)(Наименование подразделения) Характеристики обработки документов Наименование и назначение документа Кто обрабатывает Куда поступает Трудоемко сть Периодичность, регламент Способ получения
Анкеты для руководителей и специалистов Каковы (с позиций вашего подразделения) должны быть цели создания интегрированной системы управления предприятием? Организационная структура подразделения. Задачи подразделения. Последовательность действий при выполнении задач. С какими типами внешних организаций (банк, заказчик, поставщик и т.п.) взаимодействует подразделение и какой информацией обменивается? Каким справочным материалом вы пользуетесь? Сколько времени (в минутах) вы тратите на исполнение основных операций? На какие даты приходятся «пиковые нагрузки»? (периодичность в месяц, квартал, год и т.д.) Техническое оснащение подразделения (компьютеры, сеть, модем и т.п.). Используемые программные продукты для автоматизации бизнес-процессов. Какие отчеты и как часто вы готовите для руководства? Ключевые специалисты подразделения, способные ответить на любые вопросы по бизнес-процессам, применяемым в подразделении. Характеристики удаленных объектов управления. Документооборот на рабочем месте.
Задачи функциональной диагностики организационных структур классификация субъектов функционирования (категорий и групп работников); классификация элементов процесса функционирования (действий, процедур); классификация направлений (решаемых проблем), целей функционирования; классификация элементов информационных потоков; проведение обследования деятельности персонала организации; исследование распределения (по времени и частоте) организационных характеристик: процедур, контактов персонала, направлений деятельности, элементов информационных потоков по отдельности и в комбинациях друг с другом по категориям работников, видам процедур и их направлениям (согласно результатам и логике исследований); выявление реальной структуры функциональных, информационных, иерархических, временных, проблемных отношений между руководителями, сотрудниками и подразделениями; установление структуры распределения рабочего времени руководителей и персонала относительно функций, проблем и целей организации; выявление основных технологий функционирования организации (информационных процессов, включая и недокументированные), их целеполагания в сравнении с декларируемыми целями организации; выявление однородных по специфике деятельности, целевой ориентации и реальной подчиненности групп работников, формирование реальной модели организационной структуры и сравнение ее с декларируемой; определение причин рассогласования декларируемой и реальной структуры организационных отношений.
Рабочая таблица системного аналитика
Отчет об экспресс-обследовании предприятия 1. Краткое схематичное описание бизнес-процессов: –управление закупками и запасами; –управление производством; –управление продажами; –управление финансовыми ресурсами. 2. Основные требования и приоритеты автоматизации. 3. Оценка необходимых для обеспечения проекта ресурсов заказчика. 4. Оценка возможности автоматизации, предложения по созданию автоматизированной системы с оценкой примерных сроков и стоимости.
Примерная форма таблиц отчета об обследовании Б-П Наименование бизнес- процесса 1.Продажи: сеть, опт 2. План закупок 3. Размещение заказа на производство 4. Производство собственное 5. Закупка сырья 6. Платежи 7. Другие Описание документов бизнес-процесса Операции бизнес-процесса Операц ия Исполните ль Как часто Входящие документы (документы- основания) Исходящий документ (составляемый документ) Составляемый документ (исходящий документ) Операция Кто составляет (исполнитель) Как часто Документы-основания (входящие документы)
Результаты предпроектного исследования Проведение предпроектного обследования позволяет решить следующие задачи предварительное выявление требований к будущей системе; определение структуры организации; определение перечня целевых функций организации; анализ распределения функций по подразделениям и сотрудникам; выявление функциональных взаимодействий между подразделениями, информационных потоков внутри подразделений и между ними, внешних информационных воздействий; анализ существующих средств автоматизации организации.