Структура организации работы и медицинское обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях и школах.
Скрининговые осмотры организованных детей дошкольного возраста, школьников, учащихся и студентов средне-специальных и высших учебных заведений до 18 лет проводятся специалистами территориальной организации ПМСП с выездом на территории детских дошкольных учреждений и организаций образования.
Ответственным за проведение скрининговых осмотров целевых групп является медицинский работник дошкольного учреждения и организации образования (врач, фельдшер или медицинская сестра).
Алгоритм этапности проведения скрининговых осмотров детского населения Доврачебный этап проводится средним медицинским работником и включает в себя: 1) определение роста и массы тела; 2) измерение объема головы и грудной клетки у детей раннего возраста (до 3 лет);
3) оценка физического и психосоциального развития 4) измерение артериального давления (у детей 7 лет и старше); 5) проведение плантографии и ее оценка (у детей 5 лет и старше); 7) исследование остроты слуха. 8) оформление первичной медицинской документации по данным осмотра.
6) определение остроты зрения;
Педиатрический этап включает в себя оценку состояния здоровья ребенка, психофизического, полового развития.В ходе этапа проводятся: 1) осмотр кожных покровов и волосистой части головы; 2) осмотр видимых слизистых оболочек: конъюнктивы глаз, полости рта, зева. 3) осмотр и пальпация области щитовидной железы;
4) пальпация периферических лимфоузлов: подчелюстных, паховых, подмышечных; 5) исследование органов кровообращения 6) исследование органов дыхания (аускультация легких);
7) исследование органов пищеварения 8) осмотр половых органов. 9) оценка нервно-психического развития (далее – НПР)
10) оценка полового развития метод пубертограмм. 11) выявление признаков жестокого обращения 12) по завершении скринингового осмотра проводится комплексная оценка здоровья, оформляемая в форме заключения о состоянии здоровья ребёнка.
Специализированный этап. Проводится врачами-специалистами с заполнением учетно-отчетной документации: 1) хирург/ортопед
2) уролог 3) отоларинголог 4) невролог 5) стоматолог 6)офтальмолог 7) эндокринолог 8) педагог-психолог
Основными направлениями деятельности ДДУ по сохранению и укреплению здоровья являются: Медицинское обслуживание детей; Проведение углубленных осмотров детей, профилактических и оздоровительных мероприятий; Контроль соблюдения санитарно- гигиенических условий, регламента учебных занятий, режима дня;
Организация и обеспечение полноценного питания детей; Совершенствование физического воспитания детей; Физическое воспитание является основой гармоничного развития, укрепления здоровья и профилактики заболеваний.
4. Медицинское обслуживание в дошкольном учреждении Лечебно-профилактическую помощь детям в дошкольных учреждениях оказывают врач и медицинская сестра Врач дошкольного учреждения обязан: 1) проводить осмотр вновь поступивших детей
2) проводить плановые профилактические осмотры детей перед прививками. 3) вести наблюдение за физическим развитием и состоянием здоровья детей; 4) вести наблюдение за диспансерной группой больных детей;
5) осматривать детей при подозрении на острое инфекционное заболевание; 6) следить за полноценным и качественным питанием. 7) проводить работу по профилактике травматизма;
Основные разделы работы врача педиатра в школе. Анализ и изучение состояния здоровья и физического развития школьников; Организация и проведение противоэпидемических мероприятий Системный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических условий при проведении учебных занятий
Систематическая санитарно- просветительная работа среди учащихся, учителей и родителей; Участие в составлении рационального расписания с правильным распределением нагрузки в течение дня; Оказание первой медицинской помощи детям, заболевших в школе;
Контроль за правильностью рассаживания детей в зависимости от роста, состояния зрения и слуха; Контроль за распределением детей по физкультурным группам ( основная, подготовительная и специальная); Контроль за организацией и качеством питания школьников, санитарно- гигиеническим состоянием школьного буфета и столовой.
Литература: 1.Диспансеризация. Задачи, методы, организация. Макаров Р.А. –М., Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / А.А.Баранов под ред. – М.: ГЭОТАР-Медиа, с. 3. Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 сентября 2010 года 729 О мерах по совершенствованию профилактической помощи детям раннего возраста в Республики Казахстан / ИС ПАРАГРАФ. – – 12:27: Приказ МЗ РК 145 от г. «О внесении изменений в 685 «Об утверждении Правил проведения профилактических медицинских осмотров целевых групп населения» Сайт 5. Поликлиническая педиатрия : учебник для вузов / А. С. Калмыкова и др. ; под ред. А. С. Калмыковой. - М. : ГЭОТАР-Медиа, с. 6. Основы поликлинической педиатрии : учеб. пособие / А. А. Джумагазиев и др.; под ред. А. А. Джумагазиева. - Ростов н/Д : Феникс, с. 7. Поликлиническая педиатрия : учеб. пособие для студентов педиатрия. фак. мед. вузов / В. Н. Чернышов и др. ; под общ. ред. В. Н. Чернышова ; М-во здравоохранения и соц. развития Рос. Федерации, ФГОУ " Всерос. учеб.- науч. - метод. Центр по непрерывному мед. и фармац. образованию Федер. агентства по здравоохранению и соц. развитию". - М. : ФГОУ ВУНМЦ Росздрава, с. 8. Пропедевтика детских болезней : учебник для студентов учрежд. высш. проф. образования / И. М. Воронцов, А. В. Мазурин. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - СПб. : "Фолиант", с. 9.. Костин М.П.. Иммунокоррекция в педиатрии. – М., Сорписон С.Н. Инфекционные болезни в поликлинической практике.. –СПб., 2003