Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников
Мнемозина - древнегреческая покровительница памяти, рассуждений и всех названий
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Цель обучения – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, т.к. они тесно связаны с полноценным развитием речи.
Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки Мнемотаблицы
Задачи развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; развитие связной речи; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Алгоритмы
Рассказы по мнемотаблицам (составление описательного рассказа, пересказ сказки или рассказа) Работа состоит из нескольких этапов: Этап 1 - Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. Этап 2 - Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Этап 3 - Осуществляется пересказ информации (сказки, рассказа) с опорой на символы (образы),т.е происходит отработка метода запоминания Этап 4 - Делается графическая зарисовка мнемотаблицы. Этап 5 - Каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему.
Разучивание стихов Этапы работы над стихотворением Выразительное чтение стихотворения. Сообщение, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль. Выяснить, какие слова непонятны детям, объяснить их значение в доступной для детей форме. Чтение отдельно каждой строчки стихотворения. Дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу. Дети рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. Дети по памяти зарисовывают мнемотаблицу.