«Современные подходы в работе с родителями»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В.А.Сухомлинский
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов: Закон«Об образовании» Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ Семейный кодекс РФ Конвенция о правах ребенка
Правила взаимодействия педагогов с родителями: 1)Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; 2)Учет индивидуальности ребенка; 3)Самостоятельный выбор родителями в дошкольном возрасте того направления в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным; 4)Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Н.К.Крупская «Педагогические сочинения» «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». «Детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила».
Основные принципы организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями: открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок); сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе; диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций: развитие интересов и потребностей ребенка; распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей; поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье; выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций; понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи: взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды; повышение общей культуры семьи и психолого- педагогической компетентности родителей; оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми; использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основные условия реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей: индивидуальный подход к семьям воспитанников: учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др.; открытость детского сада семье; ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов: 1. Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс-опроса с целью изучения их потребностей 2. Установление между педагогом и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество 3. Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них 4. Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. 5. Совместное исследование и формирование личности ребенка.
Формы работы с родителями: традиционные нетрадиционные Формы работы с родителями коллективные индивидуальные наглядно-информационные информационно -аналитические познавательные досуговыенаглядно- информационные
Традиционные формы работы Коллективные (массовые) формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. ) Индивидуальные формы предназначены для дифференцированной работы с родителями воспитанников (педагогические беседы с родителями) Наглядно-информационные - играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки)
Наименование Цель использования Формы проведения общения Информационно- аналитические Выявление интересов, потребностей родителей Проведение социологических срезов, опросов,«Почтовый ящик» индивидуальные блокноты Познавательные Ознакомление родителей с особенностями детей Семинары-практикумы, тренинги, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, педагогическая гостиная, исследовательской- проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. Досуговые Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми Выставки работ родителей и детей,кружки и секции Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей Журналы и газеты, издаваемые ДОУ для родителей, открытые просмотры занятий, выпуск стенгазет, организация мини-библиотек
Деловая игра «Говорим правильно»
Тренинг «Навстречу друг другу»
Мастер-класс «Ступеньки к школе»
Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми; возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе; ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта; увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира; стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем; размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания; повышение их активности при анализе педагогических ситуаций.
ДОУ Семья Ребенок
Спасибо за внимание!
Презентация подготовлена Жидович Екатериной Игоревной, учителем-логопедом подготовительной группы.