Использование активных и интерактивных методов обучения в условиях перехода на ФГОС ООО Постоянно действующий районный семинар «Проблемы введения ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Advertisements

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем.
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКОВ ПО ФГОС Подготовила учитель математики МОУ- СОШ 4 Апресян Н.О.
Технология системно – деятельностного подхода Теоретическое сопровождение.
Учитель истории и обществознания М Б ОУ СОШ 41 г. Владикавказа с углубленным изучением немецкого языка Годжиева Ж.Б., Использование активных и интерактивных.
Консультация для участников конкурса «Педагог года – 2012»
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения Системно-деятельностный подход основа стандартов второго поколения.
В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Традиционный взгляд на урок 1. Дом.задание: «Перескажи…» 2. Тема: «Сегодня мы.
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПРИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ.
Семинар «Проектирование урока в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» (из опыта работы МБОУ «Лицей 101»)
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Эффективность использования интерактивных методов обучения в контрольно-оценочной деятельности учителя Из опыта работы учителя географии ГУО «Средняя школа.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного.
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
Учимся обучать по-новому Умение самостоятельно решать новые задачи Умение работать с информацией Умение учиться в течение всей жизни Развитие коммуникативных.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
Системно-деятельностный подход – основа Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения Учитель начальных классов МКОУ «СОШ 19»
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Богомолова Ольга Петровна учитель математики, заведующая научно- методической лаборатории математики, физики, информатики МБОУ Гимназия 216 «Дидакт» г.Заречный.
Транксрипт:

Использование активных и интерактивных методов обучения в условиях перехода на ФГОС ООО Постоянно действующий районный семинар «Проблемы введения ФГОС ООО» Шахаева Ирина Борисовна, учитель географии Агафонова Ирина Игоревна, учитель биологии МБОУ «Губинская СОШ» 27 февраля 2015 года

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Переход образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.

Если хотим воспитать пловца, человек должен плавать, танцора – танцевать, художника – рисовать, доброго человека – творить добрые дела, умного, деятельного выпускника – он должен сам совершать умственные действия и формулировать определённые умственные заключения с самого начала обучения

Чему учат и чему научили на традиционных уроках?

В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа? Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками (большая часть учеников чаще всего являются пассивными слушателями и никаких действий) Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4. Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

Чему призваны научить уроки при реализации ФГОС ?

Согласно ФГОС «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий». Удельный вес таких занятий в учебном процессе должен составлять 20– 30 % аудиторных занятий.

Что такое АМО? Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на: использовании знаний и опыта обучающихся, вовлечении в процесс всех органов чувств, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, разнообразных коммуникациях, творческом характере обучения, практической направленности, диалоге и полилоге, интерактивности, игровом действе, рефлексии, движении.

Виды методов обучения Пассивные Активные Интерактивные Педагог Ученик Педагог Ученик Педагог Ученик

Ключевые процессы эффективное взаимодействие (интеракция) рефлексия мониторинг мотивация анализ деятельности и оценка результатов обмен информацией (коммуникация) обеспечение наглядности(визуализация)

Применение активных и интерактивных методов обучения позволяет решать следующие задачи: формировать интерес к изучаемому предмету; развивать самостоятельность учащихся; обогащать социальный опыт учащихся путем переживания жизненных ситуаций; комфортно чувствовать себя на занятиях; проявлять свою индивидуальность в учебном процессе.

соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития школьников соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие способу руководства учебной деятельностью Критерии отбора методов обучения Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками

Возможные формы воплощения: 1. Творческие задания. 2. Работа в малых группах. 3. Обучающие игры: ролевые, деловые, образовательные. 4. Использование общественных ресурсов: приглашение специалиста, экскурсии, 5. Социальные проекты: соревнования, выставки, спектакли, представления и т.д. 6. Разминки (различного рода). 7. Изучение и закрепление нового информационного материала: интерактивная лекция, ученик в роли учителя, работа с наглядным пособием, каждый учит каждого. 8. Работа с документами: составление документов, письменная работа по обоснованию своей позиции, кейс-метод. 9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем: проектный метод, шкала мнений, дискуссия, дебаты, симпозиум. 10. Разрешение проблем: мозговой штурм, дерево решений, переговоры и медиация.

Активные и интерактивные методы обучения Групповые Индивидуальные -Выполнение практических задач -Тренировка Дискуссионные -Групповая дискуссия -Анализ ситуаций морального выбора -Разбор инцидентов из практики (метод «кейсов») -«Мозговой штурм» -Презентация -Обсуждение -Дебаты Игровые -Деловая игра -Организационно- деятельностная игра -Операционная игра -Сюжетно-ролевая игра -Дидактическая игра и др. Тренинг-методы -Социально- психологический тренинг -Тренинг делового общения -Психотехнические игры

технологии метод «Паука» метод ассоциации метод «мозгового штурма» - метод сравнительных диаграмм ролевые игры технология «Дебаты» - метод «Кластер»Синквейнметод «Фишбоун» Активные и интерактивные методы обучения

Каждому этапу урока – свои АМО Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии. Этап выявления места и причины затруднения Этап построения проекта выхода из затруднения Этап реализации построенного проекта. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Этап включения в систему знаний и повторение Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Варианты включения активных и интерактивных методов обучения в структуру урока Начало урока – стадия вызова (мотивации, актуализации знаний) Хук (притча, игра, «крючок») «Мозговой штурм» (индивидуальный, парный, групповой, фронтальный) Синквейн («восточный стих») Обсуждение домашней творческой работы Кластеры

Смысловая часть – подача нового материала (построение и реализация проекта, закрепление) «Инсерт» Продвинутая лекция ( в ходе лекции соотносится текст с первичной информацией: + - знал ранее; - думал иначе) Опорный конспект Кластеры Изобразительный проект (составление вопросов по тексту, составление пересказа отрывка от первого лица) Различные формы дискуссий Игровые методы Форма группового взаимодействия «большой круг». «Аквариум»

Рефлексия – получение обратной связи Эссе Мини- сочинение Глоссарий (составление словаря) Хокку (хайку) – японские 3-х стишия Юмористический рассказ Сказка Незаконченное предложение

При оценивании результатов интерактивного обучения должны учитываться: работа в группе; самооценка участника групповой работы; свобода мышления; овладение культурными формами работы; коммуникация в учебном диалоге;...

готовит заранее необходимые задания, формулирует вопросы и темы для обсуждения в группах, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана работы, дает консультации, разъясняет сложные термины, помогает в случае затруднений При использовании интерактивных методов учитель лишь регулирует учебно-воспитательный процесс, занимается его общей организацией, определяет его общее направление:

Возрастает роль самостоятельной работы. У обучающихся появляются дополнительные источники информации - книги, словари, энциклопедии, сборники законов, поисковые компьютерные программы. Они обращаются к социальному опыту – своему и своих товарищей, для этого учащиеся: вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы.

Принципы эффективного взаимодействия при интерактивном обучении Полное доверие учителя к ученикам. Всесторонняя помощь обучающимся. Наличие у учеников внутренней мотивации к учению. Восприятие учителя в качестве источника разнообразного опыта. Умение открыто выражать свои чувства группе и принимать чувства остальных Активность участников группового взаимодействия.

Положительные и отрицательные стороны активных и интерактивных методов обучения Положительные стороны Отрицательные стороны +Расширение ресурсной базы Вероятность поверхностного рассмотрения темы при недостаточном уровне подготовленности обучающихся +Высокая степень мотивации Трудности установления дисциплины и ее поддержания +Максимальная индивидуализация обучения Строгий лимит обучающихся +Акцент на деятельность, практику Объем изучаемого материала небольшой +Широкие возможности для творчества Требуется большое количество времени +Прочность усвоения материала Сложность индивидуального оценивания

Вывод Применение активных и интерактивных методов обучения способствует повышению интеллектуальной активности обучающихся и эффективности урока. Использование активных и интерактивных методов обучения помогает выполнить заказ общества, воспитать и обучить информированного, думающего, умеющего и желающего действовать гражданина.