Сущность и виды информационного воздействия: информационная пропаганда, информационная агрессия, информационная война
Содержание 1. Введение 2. Определение понятий «информация» и «информационное воздействие» 3. Виды информационного воздействия: a) Информационная пропаганда b) Информационная агрессия c) Информационная война 4. Заключение 5. Список литературы
Определение понятий Информация – универсальная субстанция, пронизывающая все сферы человеческой деятельности, служащая проводником знаний и сведений, инструментом общения, взаимопонимания и сотрудничества, утверждения стереотипов мышления и поведения. Информационное воздействие – целенаправленное производство и распространение специальной информации, оказывающей непосредственное влияние (положительное или отрицательное) на функционирование и развитие информационно- психологической среды государства, психику и поведение политической элиты, населения.
Информационная пропаганда разновидность информационного воздействия, в котором осуществляется преднамеренное воздействие на объект с целью оказания влияния на его ориентацию, намерения и действия.
Цели информационной пропаганды Изменение убеждений Стимулирование элементов поведения, способствующих снижению (повышению) морально- психологического состояния Ослабление эмоционально-волевой стойкости человека
Задачи информационной пропаганды Образование и закрепление тух или иных желательных и полезных представлений, понятий, взглядов, привычек и убеждений Разрушение, подавление и изменение нежелательных представлений, понятий, убеждений и т.п.
Информационная агрессия действия, направленные на нанесение противнику конкретного, осязаемого ущерба в отдельных областях его деятельности.
Признаки информационной агрессии : ограниченное и локальное по своим масштабам применение силы; исключение из средств информационно-психологического воздействия наиболее опасных видов, не позволяющих надежно контролировать размеры наносимого ущерба информационного оружия); ограничение размеров пространства, объектов информационной инфраструктуры и социальных групп, подвергающихся поражению информационно-психологическим воздействием (агрессия затрагивает не все информационно-психологическое пространство государства-жертвы, а только его часть), ограничение по целям (преследует локальные, частные цели) и времени (как правило, агрессия прекращается после полного достижения агрессором всех поставленных конкретных целей и редко принимает затяжной характер), а также по привлекаемым силам и средствам.
Информационная война открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия социальных, политических, этнических и иных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере, направленные на обеспечение информационного превосходства над противником и нанесения ему материального, идеологического или иного ущерба.
Признаки информационной войны деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам; тайные информационно- психологические операции как организационная форма такой деятельности; применение информационного оружия.
Причины информационных войн (А. Зиновьев) 1 Прогресс средств сбора, обработки и передачи информации 2 Прогресс средств коммуникации 3 Влияние массовой культуры на стандартизацию образа жизни людей
Цели информационных войн Контролировать информационное пространство, чтобы мы могли использовать его, защищая при этом наши военные информационные функции от вражеских действий 1 Использовать контроль за информацией для ведения информационных атак на врага 2 Повысить общую эффективность вооруженных сил с помощью повсеместного использования военных информационных функций 3
Государственная система информационного противоборства система согласованной, целенаправленной, управляемой из единого центра деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, направленная на защиту государственных интересов и обеспечение информационно-психологической безопасности личности, общества и государства в информационно-психологической сфере в условиях реальной опасности развязывания участниками информационного противоборства информационно- психологической войны.
Основные задачи федеральных органов исполнительной власти в области информационного противоборства разработка предложений по определению государственной политики РФ в области информационного противоборства, прогнозирование, выявление и оценка источников и характера угроз применения против России средств и методов информационного противоборства; сбор разведывательной информации об используемых и перспективных информационных технологиях объектов информационной сферы противостоящей стороны; защита военно-политического руководства России, а также индивидуального, группового и массового сознания ее населения от применения противостоящей стороной информационно-психологических средств и методов воздействия; организация противодействия антироссийской пропаганде, проводимой в том числе информационно-психологическими средствами и методами воздействия; защита информационной инфраструктуры России от применения противостоящей стороной информационно-технических средств и методов воздействия и др.; разработка модели угроз государственным интересам в информационно-психологической сфере, основанной на проведении глубоких и разносторонних научных исследований. Создание такой модели могло бы придать процессу поиска, определения и классификации уже существующих угроз и их проявлений (мониторингу угроз) целенаправленный характер, а разработка методических рекомендаций по выявлению угроз и отслеживанию развития угрожающих ситуаций стала бы в руках сотрудников органов исполнительной власти, занимающихся обеспечением информационной безопасности, надежным инструментом, многократно повышающим эффективность и производительность работы; создание и разработка стратегии проведения специальных операций в информационно-психологической сфере в мирное время и в угрожаемый период (при различных степенях эскалации напряженности международных отношений); разработка нормативной правовой базы проведения специальных операций в информационно-психологической сфере, применения информационного оружия и методов информационной войны; создание системы быстрого реагирования на внезапные (неожиданно обнаруженные) информационные атаки, способной своими действиями сковать противника, заставить его отказаться от всех или хотя бы части своих планов, перехватить инициативу и создать наиболее благоприятные условия для нанесения контрудара; создание системы обеспечения безопасности компьютерных систем управления Вооруженными Силами России и, в особенности, Стратегическими ядерными силами России.
Список литературы 1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" // Собрание законодательства Российской Федерации февраля 1995 г Ст Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N "О средствах массовой информации" // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации Морозов А.М. Психологическая война. - Киев, Почепцов Г. Психологические войны. - «Рефл-бук». М., Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., февраля 1992 г Ст Расторгуев С.П., 1999 Информационная война