Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать. (народная мудрость)
Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие- нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой - то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.
Вячеслав Воскобович создал свое собственное предприятие «Геоконт» и там воплощает в жизнь множество своих гениальных идей. Он собрал творческий коллектив единомышленников и в его коллекции уже более 60 игр, которые постоянно пополняются, удивляют своим многообразием и многофункциональностью. Его игры награждены медалями и дипломами за уникальность продукции. Как ни странно, но сам Воскобович не является сторонником раннего развития детей.
Развивающие игры - интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.
Игры В. Воскобовича можно разделить на: игры, направленные на творческое конструирование, игры на развитие логики и воображения, игры, обучающие чтению, игры на развитие математических способностей.
Возрастной диапазон Одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.
Многофункциональность. С помощью игр решаются сразу несколько образовательных задач: сначала нужно из деталей головоломки составить и придумать сказочный мир, в это время ребенок незаметно для себя запоминает и узнает цвет, развивает память и мышление, мелкую моторику, внимание.
Вариативность
Творческий потенциал Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие.
Конструктивные элементы
Сказочная «огранка» Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты».
Фиолетовый лес
Образность и универсальность Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Все игры обращены к главному участнику - ребенку.
Эмоциональная культура игры яркой особенностью этих игр является легкость в отношении, искрометный юмор и ирония, которую ребенок воспринимает как язык равенства, поддержки, когда становится нелегко.
Различные возможности использования Структура игры имеет строго алгоритмизированный характер и позволяет использовать ее в различных моделях образования. игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве обще группового наглядного пособия
Приоритет в выборе игр достаточно организовать один раз объяснение правил и задач, а доступность и технологичность материала позволят ребенку каждый раз общаясь с игрой, открывать для себя ее новые и новые грани.
Методическое обоснование Часто игра существовала как отдельный прием, средство, но уровень методического обоснования, описания, возможности мультимодального использования переводят ее в разряд технологий, конструкторов образовательного процесса. Это особое отношение к игре прослеживается во всех разработках, во всех развивающих играх Воскобовича.
Задачи технологии : 1. Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое. 2. Развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности. 3. Развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения). 4.Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. 5. Формирование базисных представлений (об окружающем мире, математических), речевых умений. 6. Построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре.
Реализация технологии В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально- творческой атмосферой.
Этапы освоения игр детьми и роль взрослого на каждом из них Первый этап. На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится взрослому. Он знакомит детей с персонажами сказок и образной терминологией, подбирает игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка, играет и зани мается вместе с ними.
Второй этап. На этом этапе дошкольники осваивают основные игровые приемы, приобретают навыки конструирования, а затем выполняют задания, требующие интеллектуального напряжения, волевых усилий и концентрации внимания.
Третий этап. На этом этапе больше внимания уделяется развитию творчества и самостоятельности. Дети без помощи взрослых изобретают игровые задания и упражнения, предлагают новые решения предложенных задач, придумывают и конструируют предметные формы, составляют к ним схемы.
Книги «Развивающие игры и пособия». Методический материал разработан к каждому игровому комплекту. Книги так и называются: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Прозрачный квадрат»
Формы организации детской деятельности 1. Логико-математические игры. 2. Интегрированные игровые занятия. 3. Совместная игровая познавательная деятельность. 4. Самостоятельная игровая деятельность.
Мы не просто в лес вошли- Мы открыли в сказку двери. В Фиолетовом лесу Ждут нас сказочные звери, В каждой области лесной Есть свой сказочный герой. Он игру предложит детям, Просто сказка игры эти! Нет крючков и нет магнитов, Даже гвоздики не вбиты, И картинки на экране Возникают будто сами. Задача очень непростая - Обучить детей, играя Эти игры без сомненья, Помогают в обучении: Дети учатся читать, Думать, сравнивать, считать, Развивают логику, Терпение, моторику.