СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Составитель Сидорова В.В., методист БУ «Нижневартовский профессиональный колледж»
Урок - основная форма организации занятий в учебных мастерских Урок это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая с группой обучающихся. Урок это часть учебного процесса, ограниченная определенным отрезком времени, с четко выраженной целью, проводимая с группой обучающихся. Для него характерны: неразрывность задач, определенность решаемых на уроке учебно-воспитательных задач; оптимальное сочетания коллективной и индивидуальной работы учащихся; целесообразное построение занятия, обеспечивающие сознательность обучения и высокую активность учащихся, организационная четкость.
Чем урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения по общепрофессиональным дисциплинам? Основная цель - не запоминание информации, а умение переработать и применять ее на практике!
Специфика проведения уроков производственного обучения отражена в следующих факторах: Временном занятие продолжается 6 часов Содержательном обучение проводится, как правило, в процессе производительного труда обучающихся, в процессе созданиями материальных ценностей Методическом преобладающую часть времени на занятии обучающиеся работают самостоятельно. Мастер осуществляет лишь общее руководство деятельностью студентов Организационном необходимы условия, обеспечивающие работу каждого обучающегося в доступном ему темпе, стимулирующие способности одних и создающие перспективу другим. Формирование прочных и глубоких профессиональных знаний и умений возможно только при условии систематической индивидуальной работы, как с сильными, так и со слабыми учащимися
ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ Урок производственного обучения состоит не из отдельных обособленных этапов и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и обучающихся частей.
Структурные этапы урока п/о : II IIIIV ОРГ. МОМЕНТ 5 мин. ВВОДНЫЙ мин. ОСНОВНОЙ 5 часов ЗАКЛЮЧИТЕЛЬ НЫЙ мин. 1-2 %12-15 %70-85 %5-6 %
Организационный этап % времени занятия
Вводный этап урока (вводный инструктаж)
Вводный этап урока
Вводный этап урока – % времени занятия
Основной этап (текущий инструктаж) Деятельность обучающихся
Основной этап (текущий инструктаж) Деятельность мастера п/о
Заключительный этап (заключительный инструктаж)
Структурные требования к уроку п/о: структура урока должна отражать логическую последовательность этапов должна быть связь между структурными элементами урока длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами; структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.
Классификация типов уроков п/о ознакомление с профессией, характером и содержанием предстоящих работ, правилами поведения и безопасности в учебной мастерской и на производстве Вводный тип урока Формирование первичных умений выполнения приемов и способов изучаемой операции в соответствии с инструктивными указаниями Урок по изучению трудовых приемов и операций Закрепление и совершенствование умений выполнять приемы и способы труда, типичные для профессии, при выполнении работ комплексного характера Урок по выполнению простых комплексных работ Формирование умений и навыков выполнения типичных для профессии учебно-производственных работ, сочетающих все ранее изученные технологические операции и способы труда, профессиональной самостоятельности, привычек и умений самоконтроля, планирования труда. Урок по выполнению сложных комплексных работ Планомерное определение уровня сформированности ОК и ПК Урок контрольно-проверочный
Сочетание типов и видов уроков производственного обучения Тип урока Вид урока Вводный урок Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок.
Тип урока Вид урока Урок по изучению трудовых приемов и операций Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок Сочетание типов и видов уроков производственного обучения
Тип урока Вид урока Урок по выполнению простых комплексных работ Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра». Сочетание типов и видов уроков производственного обучения
Тип урока Вид урока Урок по выполнению сложных комплексных работ Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра». Сочетание типов и видов уроков производственного обучения
Тип урока Вид урока Урок контрольно- проверочный Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра». Сочетание типов и видов уроков производственного обучения
Формы организации учебно- производственной деятельности обучающихся на уроке, практике Форма обучения – это количественный или структурный вариант согласованных действий между мастером производственного обучения и обучающимися. Выбор форм обучения зависит от типа урока, от запланированных видов деятельности, от спецификации проводимых инструктажей.
Формы организации учебной работы с обучающимися Фронтальная (групповая) Особенности, признаки 1. Мастер работает сразу со всей группой. 2. Учебная цель для всех обучающихся общая. 3. Студенты должны слушать, запоминать, смотреть. При этом мастер ориентируется на «среднего» обучающегося. В каком случае выбираем ту или иную форму? 1. В ходе вводного инструктажа, когда объясняется впервые незнакомый материал. 2. В ходе текущего инструктажа, когда многие сделали одну и ту же ошибку, мастер останавливает работу и проводит инструктаж для всех. 3. В ходе заключительного инструктажа, когда мастер оценивает работу группы в целом и отдельных учащихся и т.п.
Индивидуальная Особенности, признаки 1. Все работают самостоятельно, в индивидуальном темпе каждый на своем рабочем месте, возможны разноуровневые задания. 2. Мастер работает с обучающимися по очереди, проводит индивидуальный инструктаж. И только, когда у них одинаковые ошибки (типичные), останавливает работу и проводит фронтальный (для всех) инструктаж. В каком случае выбираем ту или иную форму? 1. В ходе вводного инструктажа, когда проводится письменный опрос по карточкам-заданиям, индивидуальная устная беседа с целью контроля знаний, остальные обучающиеся в это время выполняют какое- либо задание или слушают. 2. В ходе практической работы, когда все выполняют одинаковые или совсем разные задания, но работа каждого не зависит от другого. 3. В ходе заключительного инструктажа такая форма практикуется при самоанализе.
Парная ролевая (ведущий – ведомый, мастер – обучающийся) Особенности, признаки 1. Когда мастер организует работу парами: сильный студент – слабый студент или два равных по успеваемости. 2. Когда мастер проводит индивидуальный инструктаж (пара: мастер – ученик). 3. Организует взаимоконтроль. В каком случае выбираем ту или иную форму? 1. В ходе вводного инструктажа, когда предстоящая практическая работа требует серьезного осмысления. Пары обучающихся обсуждают предстоящее задание. 2. В ходе текущего инструктажа возможна организация взаимоконтроля и взаимопомощи. 3. В ходе заключительного инструктажа возможна организация оценки работ друг друга, в паре и т.д.
Коллективная (работа в малых группах: бригадах, звеньях, командах и т.п.) Особенности, признаки Цель общая только для членов команды. Задачи в бригаде могут быть разные, также возможно разделение труда и кооперация. В таких коллективах возникают отношения взаимной ответственности и зависимости. Поэтому и контроль частично осуществляется членами коллектива (за мастером остается ведущая роль). В каком случае выбираем ту или иную форму? 1. В ходе вводного инструктажа могут быть организованы бригады для обсуждения проблем, поиска решения. 2. В ходе текущего инструктажа могут быть организованы постоянные или временные бригады для выполнения работ, требующих кооперации или разделения труда. 3. В ходе заключительного инструктажа может быть организована деловая игра, когда команды оценивают уровень знаний и умений по итогам рабочего дня.
Варианты (схемы) построения уроков производственного обучения при обучении трудовым приемам и операциям 1. Целостное - изучаемые приемы и способы выполнения операции легки для усвоения в целом: И-1И-2И-3У-1У-2У-3 Пример: изучение разновидностей опиливания сопряженных плоских поверхностей (под углом 90°; под тупым углом; под острым углом; параллельных). (И - инструктирование обучающихся; У – упражнения)
Варианты (схемы) построения уроков производственного обучения при обучении трудовым приемам и операциям 2. Простая последовательность - изучаемые приемы и способы выполнения операции новые и сложные для усвоения: И-1У-1И-2У-2И-3У-3 Пример: изучение способов резания металла ножовкой, ножницами, труборезом. (И - инструктирование обучающихся; У – упражнения)
Варианты (схемы) построения уроков производственного обучения при обучении трудовым приемам и операциям 3. Комплексное - изучение операций, содержащих значительное количество разнородных приемов: И- 1,2,3 У- 1,2,3 И-4,5У-4,5И-6,7У-6,7 Пример: изучение темы «Распиливание и припасовка». (И - инструктирование обучающихся; У – упражнения)
Варианты (схемы) построения уроков производственного обучения при обучении трудовым приемам и операциям 4. Прогрессивная последовательность - применяется в тех случаях, когда тема или операция содержит приемы, выполняемые в строго определенной последовательности: И-1 У-1И-2У-2У-1,2И-3У-3 У- 1,2,3 Пример: изучение приемов управления токарным станком; обучение запуску двигателя и т.п. (И - инструктирование обучающихся; У – упражнения)
Требования к современному уроку производственного обучения Результативность Высокий уровень познавательной активности обучающихся Самостоятельность обучающихся в познавательной деятельности Высокий организационно-методический уровень Развитие познавательных способностей и творческих сил обучающихся Высокий уровень культуры учебного труда обучающихся Индивидуализация процесса обучения
Домашнее задание Подготовить план урока производственного обучения
Список использованной литературы 1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, Харламов И.Ф. Педагогика. – М., Организация и методика производственного обучения 2004 г.