Беляева О.А., учитель истории и обществознания
Информационное общество требует «новой» эрудиции, «…которая не представляет собой вымученность наизусть фактов и теорий с возможностью их изложения в нужный момент («старая» эрудиция), а превратилась в возможность нахождения нужной информации («новая» эрудиция)». Предпосылки для этого есть – мир активно меняется, российское общество открывается. (Т. Пломб. Национальный план внедрения информационных технологий в подготовке учителей: для Нидерландов. World Bank, 1998)
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ФОНЕ МИРОВЫХ ТЕНДЕНЦИЙ - ускорение темпов развития общества и, как следствие, необходимость подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях; - переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;
- демократизация общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору; - динамическое развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности; - рост значения человеческого капитала, что обуславливает необходимость интенсивного опережающего развития образования как молодежи, так и взрослого населения.
Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Цель образования – функционально грамотная личность Функционально грамотная личность Человек, умеющий жить среди людей Человек самостоятельный Человек познающий
Как красивую цель сделать реально достижимой? Функционально грамотная личность Общеучебные умения (компетенции) Цели изучения предметов – предметные линии развития личности Учебные задания, развивающие предметные умения организационные интеллектуальные оценочные коммуникативные Задания, которые мы учим выполнять, приближают конечную цель - выращивают функционально грамотную личность!
Изменение подходов к преподаванию (компетентностный, деятельностный, лично- ориентированный…) Цель – формирование у ученика надпредметных (ключевых ) компетенций: Уровень образованности определяется не объемом знаний, а способностью решения проблем. Чему научится ученик во время обучения?
Результаты образования – ключевое понятие. Основной результат – освоение обобщенных способов действий (компетенций), достижение новых уровней развития личности (компетентностей).
На Симпозиуме Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций (Берн, 1996 г.): Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением. Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их. Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения – улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.
А.В.Хуторской Ценностно-смысловые компетенции. Общекультурные компетенции. Учебно-познавательные компетенции. Информационные компетенции. Коммуникативные компетенции. Социально-трудовые компетенции. Компетенции личностного самосовершенствования.
УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА: методическая компетентность; исследовательская компетентность; управленческая компетентность; коммуникативная компетентность; образовательная компетентность.
Алгоритм подготовки учителя к формированию надпредметных компетенций обучающихся: I шаг – определение круга проблем, стоящих перед педагогом; II шаг –формулирование задач надпредметного обучения и поиска путей их решения, через конкретные виды практической деятельности; III шаг – выработка собственной концепции надпредметного обучения, превращающей отдельно взятые элементы практики в систему.
Учитель Яркие качества Философия жизни Стремление к росту Неравнодушное отношение к детям Ребенок-высшая ценность Креативность УЧИТЕЛЬ… Самообразование