Об основных итогах 2 этапа мониторинга перемещения грузов и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации в морских пунктах пропуска в условиях реализации Плана мероприятий по улучшению ситуации в морских портах В.Ю. Коростелев Руководитель рабочей группы по мониторингу МПП Зам. председателя Общественного совета при Росгранице 5 февраля 2015 г. Координационный совет по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков Комитета по транспорту ГД РФ
ПЕРВЫЙ ЭТАП МОНИТОРИНГА процессов перемещения грузов и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации в морских пунктах пропуска в условиях введения системы предварительного информирования и механизма «Единого окна» 1 декабря марта ОСНОВАНИЕ: Решение КС по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете ГД РФ по транспорту от 27 ноября 2013 года ВТОРОЙ ЭТАП МОНИТОРИНГА процессов перемещения грузов и транспортных средств через государственную границу в Российской Федерации в морских пунктах пропуска 1 августа января 2015 ОСНОВАНИЕ: Решение КС по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете ГД РФ по транспорту от 10 июня 2014 года
Основные показатели мониторинга отражают задержки грузовых операций и непроизводительные простои судов в российских портах при прибытии и убытии, связанные с работой государственных контрольных органов и необходимостью оформления большого количества бумажных документов: 1. Время задержки начала грузовых операций в связи с работой комиссии ГКО при прибытии судна 2. Время задержки отхода судна после завершения грузовых операций в связи с работой ГКО 3. Суммарное количество бумажных документов, требуемых от перевозчика при оформлении прибытия судна 4. Суммарное количество бумажных документов, требуемых от перевозчика при оформлении убытия судна 5. Состояние внедрения механизма «единого окна» и систем предварительного информирования ГКО 3
"План мероприятий по улучшению транспортной ситуации в морских портах« утвержден Распоряжением Правительства РФ No739-р от 30 апреля 2014 года 4
Ряд мероприятий ПЛАНА нашел отражение в показателях 2 этапа мониторинга 5 Получение судном разрешения начинать выгрузку товаров до его прибытия в морской порт при условии отсутствия рисков, выявленных системой управления рисками соответствующего ГКО Сокращение количества предоставляемых в государственные контрольные органы документов и сведений при прибытии (убытии) судов и перемещаемых на них грузов
Неисполнение мероприятия 16 Плана: В портах Новороссийск, Санкт-Петербург, Приморск, Усть-Луга, Тамань, Туапсе, Калининград в период с по не зафиксировано ни одного случая исполнения мероприятия 16 пограничной службой 6 стр. 48 отчета по мониторингу - Большой порт Санкт-Петербург (данные компании ЮНИФИДЕР). Время задержки начала грузовых операций вычисляется как разность между временем окончания швартовки судна и временем начала грузовых операций.
Неисполнение мероприятия 16 Плана – что проверяет Комиссия? 7 стр. 54 отчета по мониторингу (данные компании Эконому Интернейшнл Шиппинг Лимитед) - участие ГКО в работе комиссии по проверке прибывающих под погрузку пустых нефтеналивных танкеров
Неисполнение мероприятия 16 Плана 8 стр. 16 отчета по мониторингу (выписка из протокола Общего собрания АМА СПб от )
Причины неисполнения мероприятия 16 Плана в неизменности ведомственных НПА: 9 Стр. 15 отчета по мониторингу: Приказ ФСБ России от остается действующим (не отменен и не изменен) и после утверждения Плана по улучшению транспортной ситуации в морских портах (Распоряжение Правительства Российской Федерации 739-р от 30 апреля 2014 года
Неисполнение мероприятия 5 Плана «Сокращение количества предоставляемых в государственные контрольные органы документов и сведений при прибытии (убытии) судов и перемещаемых на них грузов» срок - август 2014 стр 81 отчета по мониторингу. Количество документов по сравнению с 1 этапом мониторинга не сократилось 10
Неисполнение мероприятия 5 Плана в Новороссийске – требование ПС ФСБ к экипажам судов заполнять миграционные карты
Неисполнение мероприятия 5 Плана в Усть-Луге – требование к перевозчикам груза предоставлять документы, подтверждающие коды ТН ВЭД стр 1261 отчета по мониторингу. Образец требования Кингисеппской таможни к перевозчику о предоставлении кода ТН ВЭД
Неисполнение мероприятия 5 Плана в Усть-Луге: от перевозчиков транзитных грузов требуют коды ТН ВЭД стр 127 отчета по мониторингу. Суда с транзитным грузом вынуждены покидать территориальные воды РФ после посещения порта Усть-Луга и повторно оформлять пересечение границы для прибытия в Большой порт Санкт-Петербург
Состояние мероприятия 3 (срок 2015 год) – внедрение механизма «единого окна» 14 «Механизм, позволяющий сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований …Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз» Единый орган – нет Единый пропускной канал – нет Стандартизированная информация – будет
15 Состояние мероприятия 3 – СЕГОДНЯ
16 Состояние мероприятия 3 – СЕГОДНЯ Решение общего собрания АМА СПб о невозможности использования портала ФТС «Морской порт» в качестве прототипа механизма «единого окна» - стр. 133 отчета по мониторингу
ВЫВОДЫ по результатам 2 этапа мониторинга г.г. Улучшения транспортной ситуации в морских пунктах пропуска не произошло: 1. Сохраняются многочасовые задержки грузовых операций судов при прибытии (и убытии) в связи с действиями государственных контрольных органов. Не реализована возможность принятия ГКО разрешения начинать выгрузку товаров до завершения операций, связанных со швартовкой судна при прибытии в порт. 2. Отсутствуют единые требования к составу документов, представляемых перевозчиками в государственные контрольные органы. Количество документов, требуемых от перевозчиков не соответствует международным требованиям и превышает их в раз. 3. В морских портах Российской Федерации отсутствует механизм «единого окна», сохраняется громоздкий бумажный документооборот и увеличивается количество ведомственных информационных систем, информация в которых дублируется. 17