Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Касторенская средняя общеобразовательная школа 1» Касторенского района Курской области ПРЕЗЕНТАЦИЯ урока ОБЖ в 8 классе по теме «ВЗРЫВЫ» Выполнил учитель ОБЖ РОГОВ А.В. Касторное,2014.
Тема: Взрывы Класс: 8 Тип урока: изучение нового материала
ЦЕЛИ: Образовательные – организовать деятельность учащихся по изучению темы «Взрывы»: А)знать правила безопасного поведения при взрывах; основные мероприятия по защите населения от взрывов; Б) владеть навыками выполнения мероприятий по защите от взрывов; В) иметь представление о последствиях взрывов, мерах, принимаемых по защите от них населения. Воспитательные - развитие познавательного интереса, внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей взрывов. Развивающие - развитие памяти, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.
Актуализация знаний Заполните пустые блоки схемы: ПОЖАР
Актуализация знаний На каких промышленных объектах чаще всего происходят пожары? Чем отличаются наружные пожары от внутренних, скрытые от открытых? Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях.
Изучение нового материала Некоторые факты… В последнее время участились случаи взрывов в шахтах. Из-за нарушений техники безопасности взрывается угольная пыль.
Некоторые факты… Мы часто слышим сообщения о взрывах в жилых домах из-за утечки бытового газа.
Некоторые факты… В 90-егг. XX в. произошло заметное увеличение числа взрывов криминального характера, осуществляемых преступными элементами в целях устрашения, вымогательства, убийства.
Некоторые факты…
Учебные вопросы 1. Аварии на взрывоопасных объектах 2. Общие сведения о взрыве 3. Причины возникновения взрывов и их последствия 4. Основные поражающие факторы взрывов 5. Правила безопасного поведения при взрывах
ВЗРЫВ- это освобождение большого количества энергии в ограниченном объёме за короткий промежуток времени.
Виды взрывов подводный надводный воздушный Подземныйназемный
Причины взрывов на взрывоопасных предприятиях разрушения и повреждения производственных ёмкостей, работающих под давлением; разрушение и повреждение аппаратуры и трубопроводов; нарушение технологической дисциплины (превышение температуры и давления, недосмотр и халатность персонала); отсутствие постоянного контроля за исправностью производственного оборудования и аппаратуры; отсутствие планово-предупредительных работ по ремонту и обслуживанию оборудования, приборов контроля.
Причины взрывов в жилых домах опасное поведение самих граждан, особенно детей и подростков; наиболее часто взрывается бытовой газ; имеют место взрывы взрывчатых веществ; террористические акты.
Взрыв приводит к образованию сильно нагретого газа ( плазмы) с очень высоким давлением, который при расширении оказывает сильное механическое воздействие ( давление, разрушение) на окружающие тела.
Поражающие факторы взрыва первичные Осколочные поля Воздушная ударная волна вторичные Обрушение зданий и сооружений Заражение местности затопление Стёкла, обломки зданий пожары
Особенности взрыва Большая скорость химического превращения Большое количество газообразных продуктов Сильный звуковой эффект Мощное дробящее воздействие
Признаки установки взрывного устройства Бесхозные сумки, пакеты и др. вещи Натянутые шнуры и провода Торчащие над землёй «усики» Бугорки на грунте Нарушения дернового слоя Остатки проволоки, изоленты и т.п.
Воздушная ударная волна- распространяющаяся со сверхзвуковой скоростью тонкая переходная область, в которой происходит резкое увеличение плотности, давления и температуры
Виды поражения Характеристика поражения лёгкое Лёгкая контузия, временная потеря слуха, ушибы и вывихи конечностей среднее Травмы мозга с потерей сознания, повреждением органов слуха, кровотечение из носа и ушей, сильные переломы и вывихи конечностей тяжёлое Сильная контузия всего организма. Повреждение внутренних органов и мозга, тяжёлые переломы конечностей. Возможны смертельные исходы крайне тяжёлое Травмы,обычно приводящие к смертельному исходу
Что делать, обнаружив предмет, похожий на взрывное устройство: Не трогайте его Не создавая паники, предупредите окружающих Сообщите о находке в милицию, любому должностному лицу Находитесь на безопасном расстоянии
Что делать при угрозе взрыва: Не подходите к взрывоопасному предмету Немедленно покиньте взрывоопасное место, предупредите окружающих об опасности Сообщите в милицию Если взрыв неизбежен, Лягте, прикрыв голову руками
Если вы оказались в завале… и нет возможности выбраться: Осмотритесь, нет ли просветов, лазов, проёмов Если нет, то постарайтесь найти и надеть тёплые вещи Укрепите завал: постарайтесь установить подпорки под конструкцию над вами Голосом и стуком привлекайте внимание спасателей
Если вы оказались в завале… и есть возможность выбраться: Осмотритесь, нет ли просветов, лазов, проёмов Осторожно выбирайтесь из завала, чтобы не вызвать нового обвала Выйдите на открытое место
Если вы оказались в завале… ранены и получили травму: Оцените травму Окажите себе посильную помощь Растирайте придавленные конечности Перевернитесь на живот, ослабьте давление на грудь
Контрольные вопросы 1. Что представляет собой взрыв? Какими особенностями характеризуется? 2. Как классифицируются взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят? 3. Назовите зоны действия взрывы и дайте их характеристику. 4. Назовите основные причины пожаров в жилых, общественных зданиях и на промышленных предприятиях. 5. Какие поражающие факторы взрыва вы знаете? 6. Расскажите о видах поражения людей при взрывах. Дайте им характеристику. 7. Расскажите о правилах безопасного поведения при взрывах.
Домашнее задание Раздел I, глава 2, темы Составить памятку «Правила безопасного поведения при угрозе взрывов»
Литература Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: книга для учителя/ Сост. А.Т.Смирнов,Б.И.Мишин; под общ. Ред. А.Т.Смирнова.- М.: Просвещение,2005. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / М.П.Фролов,Е.Н.Литвинов.А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва.-М.: АСТ:Астрель, Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: метод. пособие.-М.: Дрофа,2006.