Формирование навыков самоанализа и самоконтроля у учащихся в процессе обучения МОБУ « СОШ 1 им. А. П. Гайдара » Тищенко О. Г., заместитель директора по УВР
Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.
Существуют две формы самоконтроля : внешняя ( осознаваемая ) произвольная ; внутренняя ( автоматическая ) непроизвольная.
Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся.
1- й этап : Учащийся должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Критерии оценки выступления у доски : выделение главного, четкость выводов ; логика изложения ; полнота ответа ; убедительность, доказательность ; эмоциональность ; правильность речи ; умение держаться у доски ; наличие ошибок ; наличие примеров. Критерии оценки выполнения практического задания : верное ( неверное ) решение ; рациональное ; полное ( неполное ); верные рассуждения, но ошибка в вычислениях ; верное решение, но есть недочеты ; новый, интересный способ решения, грамотное и аккуратное оформление
1- й этап : Учащийся должен научиться понимать и принимать контроль учителя. 2- й этап : Учащийся должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
1- й этап : Учащийся должен научиться понимать и принимать контроль учителя. 2- й этап : Учащийся должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. 3- й этап : Учащийся должен научиться осуществлять наблюдение за учебной деятельностью, делать её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
1. Подобрать ситуации, в которых учащиеся встречаются с реальными условиями, ставящими их перед необходимостью самостоятельно контролировать правильность полученного ответа. 2. Предлагать учащимся такие задания, неправильность полученного ответа которых выяснится только в результате проверки. 3. Сообщать учащимся способ проверки выполняемого задания. Разъяснять, что проверять надо не только окончательный, но и промежуточные результаты. 4. Во время анализа письменных контрольных и самостоятельных работ предлагать рассмотреть не только наиболее часто встречающиеся неправильные решения, но и доказать учащимся их неправильность, и лишь после этого рассматривать правильное решение. 5. Иногда преднамеренно допускать ошибки на доске. 6. Проводить наблюдения и практические работы по предмету изучения. 7. Предлагать учащимся самим оценить свою работу ( контрольную или самостоятельную ). Это повышает ответственность ученика за ее выполнение и способствует воспитания умения и привычки самоконтроля. 8. Предлагать учащимся проверить и оценить работу товарища. 9. Учебное комментирование написания текста ( решения задачи, примера и т. д.), ученик, выполняя практические действия, одновременно объясняет их, ссылаясь при этом на конкретное правило, закон, теорему. То есть, применяя знания, он осуществляет непрерывный самоконтроль и, проговаривая вслух определенную информацию, побуждает к этому весь класс. 10. Предложить структурировать текст учебника и составить различного рода конспекты. 11. Предложить сделать самопроверку своих ответов, сопоставляя их с текстом учебника, справочника и т. д., с эталоном ответа или решения задачи. 12. Предлагать учащимся задавать вопросы одноклассникам и учителю.
Приемы создания положительной психологической атмосферы на уроке снятие страха (« Ничего страшного », « С этой задачей ты легко справишься, зная свойство …»); скрытая инструкция (« Ты же помнишь, что …»); педагогическое внушение (« Приступай же !», « Я знаю, что ты умеешь »); авансирование (« У тебя получится, так как …»); персональная исключительность (« Только у тебя это может получиться »; « Без тебя мы не справимся »); усиление мотива (« Нам это так нужно ); высокая оценка детали (« Вот это у тебя очень хорошо получается !»).