Личностная готовность ребенка к школе Литвиненко Ю. В.
Личностная и социально- психологическая готовность: O Сформированность у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции школьника - положения школьника. O Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома. O Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль
Личностная готовность O Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. O Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, сверстникам и самому себе.
Личностная готовность к школе Мотивационная готовность Самооценка Коммуникативная готовность Эмоционально- волевая готовность
O Внутренняя позиция школьника - можно определить, как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т. е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность (« Хочу в школу ). O Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольной - игрового, индивидуально - непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно - учебной деятельности в целом и, особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
На формирование личностной готовности ребенка к школе большое влияние оказывает : O отношение взрослых, которые его окружают, к учебе, как к одной из важных составляющих деятельности человека. O возможность оказаться на новом возрастном уровне. Если дошкольник осознает, что учась в школе он сможет сравняться с более старшими товарищами и поднимется в глазах младших, у него формируется внутренняя позиция, которая определяет его поведение и деятельность. O основным признаком внутренней позиции является отказ от дошкольных игр в пользу учебной деятельности. Формирование личностной готовности
Методы проверки личностной готовности O надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых ( лото, развивающие игры и т. п.). O наблюдение за поведением на групповых занятиях ; во время беседы с психологом ; O существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника ( методика Н. И. Гуткиной « Домик » и др.); O особые экспериментальные приемы ;
O тест школьной зрелости Керна - Йирасека включает, кроме рисования по памяти мужской фигуры, два задания срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, работу по образцу ; O задания А. Л. Венгера Дорисуй мышкам хвосты и Нарисуй ручки для зонтиков. И мышиные хвосты и ручки также представляют собой элементы букв ; O две методики Д. Б. Эльконина А. Л. Венгера : графический диктант и образец и правило.
Диагностика O 1. Ребенку предоставляется возможность рассмотреть новую игрушку, а потом ему начинают читать сказку, при этом чтение необходимо прервать на самом интересном месте. После этого у ребенка интересуются, что ему сейчас хочется сделать : поиграть с новой игрушкой, или дослушать сказку до конца. Если личностная готовность сформирована, то ребенок предпочтет сказку, в противном случае ребенок выберет игрушку.
O 2. Мотивационная готовность, стремление идти в школу, интерес к школе, желание познавать новое выясняется вопросами типа : O 1. Хочешь ли ты идти в школу ? 2. Что в школе интересного ? 3. Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу ? Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое.
O Стимульный материал. Набор вопросов, предлагающих ребенку выбор одного из вариантов поведения. 1. Если бы было две школы - одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая - только с уроками пения, рисования и физкультуры, то в какой из них ты бы хотел учиться ? 2. Если бы было две школы - одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, то в какой из них ты бы хотел учиться ? и т. д. O Анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный - 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если ребенок набрал 5 баллов и больше. Тест «Мотивационная готовность» диагностирующий внутреннюю позицию школьника (по Т.Д.Марцинковской).
Тест "Лесенка" для исследования самооценки (По Т.Д. Марцинковской).
O Инструкция. Ребенку предлагают : " Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик ( или девочка ). На ступеньку выше ( показывают ) ставят хороших детей ; чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке - самые хорошие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь ? А на какую ступеньку тебя поставит мама ? папа ? воспитательница ? Анализ результатов. Прежде всего обращают внимание, на какую ступень ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку " очень хорошие " и даже " самые хорошие дети ". В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек ( а уж тем более на самой нижней ) говорит не об адекватной оценке, но об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Классический стимульный материал Балашова Е.Ю, Ковязина М.С. «Нейропсихологическая диагностика»
Личностная готовность -Это определенный уровень произвольности поведения -Сформированность общения, самооценки, мотивации учения ( познавательной и социальной) -Активность, инициативность, самостоятельность, ответственность. -Умение слушать другого и согласовывать с ними свои действия, руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе. - Принятие позиции школьника, -Потребность в общении. -Умение подчиняться правилам и интересам группы -Способность устанавливать отношения с другими людьми -Способность действовать с другими детьми
O С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. O Значит, ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст