«Технология проблемно – диалогового обучения» Образовательные цели урока: знания, умения, навыки. Из всех образовательных целей творчески достигаются только.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Создание проблемных ситуаций на уроке и пути их решения Ратушная И.Г., учитель начальных классов МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Advertisements

ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК или Как открывать знания с учениками.
Теория и практика проблемно- диалогического обучения в ОС «Школа 2100»
Подготовила Ефремова Л.Р. МБОУ СОШ 12, г. Ноябрьск, ЯНАО.
ПРОБЛЕМНЫЙ УРОК Как открывать знания вместе с учениками.
Учитель биологии Червоненко Н.Ю. Калининградская область Нестеровский район. МБОУ Замковская СОШ п Ясная Поляна 2012 год.
Проблемный урок, ИЛИ Как открывать знания с учениками. Хвоинская В. А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Учитель начальных классов: Капуль Л.Н.. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Проблемный урок Чуть-чуть теории. Развивающие и воспитательные цели урока Развивающие цели ориентированы на познавательную сферу школьника и включают.
Семинар подготовили учителя 2-х классов. Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством.
Мастер – класс учителей начальной школы Технология проблемного обучения.
Проблемно-диалогическая технология в начальной школе Хазова Зинаида Акингиновна, учитель начальных классов МОУ «Верховажская начальная общеобразовательная.
Проблемно-диалогическое обучение Методист дошкольного и начального образования ПОИПКРО Ремер Ольга Федоровна.
Директор МОУ лицей 1 Проблема подобна драгоценному камню: тысячи проходят мимо, пока, наконец, один не поднимет его. Фридрих Ницше. Зубрежка, подкрепляемая.
Технология проблемного обучения. Работу выполнила учитель начальных классов Валышева Валерия Олеговна.
Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена Леонидовна Т ЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО - ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Автор: Мельникова Елена.
Как открывать знания вместе с учениками Нет ничего практичнее хорошей теории. Роберт Кирхгоф,физик.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ») Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Базовые образовательные.
Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС Из опыта работы Миняевой Е.Н., учителя начальных классов МБОУ «РСОШ 3»
Педагогический проект: Учебно-исследовательская деятельность в технологии современного урока математики и внеклассных занятий Учитель математики МКОУ ООШ.
Транксрипт:

«Технология проблемно – диалогового обучения» Образовательные цели урока: знания, умения, навыки. Из всех образовательных целей творчески достигаются только знания. Проблемный урок отличается от традиционного именно этапами введения и воспроизведения знаний. Что такое проблемное обучение? С чего начинается постановка проблемы?

, обеспечивающий творческое усвоение знаний Проблемное обучение тип обучения, на любом предметном содержании Место ПО: урок изучения нового материала Цели ПО: формировать знания, развивать интеллект и творческие способности, воспитывать активную личность Задача ПО : обеспечить творческую учебную деятельность при введении и воспроизведении знаний

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ Приемы создания проблемной ситуации Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации с удивлением Между двумя ( или более ) положениями 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием Между житейским представлением учащихся и научным фактом 3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием на ошибку Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации с затруднением Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими 6. Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими Шаг 2 Доказать, что задание учениками не выполнено

Учитель x 3 = x 3 = 21 Ученик реакция удивления Фрагменты уроков Приём 1 (противоречие между двумя положениями).

Приём 2 (учителю требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чьи – то чужие точки зрения) Учитель: От данных слов образуйте новые слова с помощью сочетаний –ичк-, Ученик: ватрушчека / ватрушчека сестричка кошчека /кошчека водичка -чек-: ватрушка сестрица кошка водица

Приём 3 (противоречие между житейским, т.е. ограниченным и даже ошибочным представлением воспитанников и научным фактом) Тема «Образование наречий» Учитель На доске два столбика: редкий редко мягкий мягко лёгкий легко -Что можете о них сказать? -Разберите по составу слова каждого столбика (практическое задание на ошибку) -Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречия? -Но тогда у наречий чего не может быть? (предъявление научного факта) Ученики: -Это родственные слова. В первом столбике – прилагательные, а во втором – наречия. Ученик у доски выделяет в наречиях окончание –о(ошибка, обнажающая житейское представление о том, что гласная на конце слова всегда является окончанием) Неизменяемая часть речи. Окончания!(Реакция удивления. Возникновение проблемной ситуации)

Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит одно – единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможным это сделать. Приёмы в таблице расположены по мере нарастания трудности. Сходство приёмов 4, 5, 6 в том, что классу даётся практическое задание на новый материал. Различие заключается в том, какое это задание. Приём 4 Тема «Умножение» Учитель На 1 тарелке лежат 2 пирожка. Сколько всего пирожков будет на 4 тарелках? В столовой за 1 столом стоят 4 стула. Сколько стульев за 3 такими же столами? На 1 рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 86 рубашек? Ученик: = = …,ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации)

Проблемные ситуации с затруднением. В их основе лежит одно – единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможным это сделать. Приёмы в таблице расположены по мере нарастания трудности. Сходство приёмов 4, 5, 6 в том, что классу даётся практическое задание на новый материал. Различие заключается в том, какое это задание. Приём 4 Тема «Умножение» Учитель На 1 тарелке лежат 2 пирожка. Сколько всего пирожков будет на 4 тарелках? В столовой за 1 столом стоят 4 стула. Сколько стульев за 3 такими же столами? На 1 рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 86 рубашек? Ученик: = = …,ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации)

Приём 5 (С подобным практическим заданием учителя воспитанники ещё не сталкивались. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.) Тема «Умножение двузначного на однозначное» 3 класс. Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. Ученики: Однозначные и двузначные. Ребята легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен. Воспитанники испытывают затруднение, поскольку способ выполнения ещё не известен(возникновение проблемной ситуации)

Приём 6 (Из всех приёмов создания проблемной ситуации самый сложный, потому что выполняется в 2 шага. Шаг 1- учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущие.( Заставляет совершить ошибку). Шаг 2 – учитель должен привести аргументы, что задание не выполнено). Учитель: -Сравните углы(на доске изображение прямого, острого и тупого углов) -А каким способом вы сейчас сравнивали углы? -Теперь сравните такие углы (на доске изображены два примерно равных угла)(практическое задание сходное с предыдущим) -Каким способом сравнивали? -А это точный способ? -Тогда можете ли утверждать, что эти углы равны?(доказывает, что задание не выполнено) Ученики: легко выполняют задание -Мы сравнивали углы на глаз. -Они одинаковые.(выполняют задание, применив известный способ) -На глаз. -Нет, не точный. Нет, не можем(осознают, что задание не выполнено, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации)

Взаимосвязь учебного предмета и приёмов создания проблемной ситуации. предметы приёмы русский язык 2, 3, 6 математика 1, 4, 5, 6 история, литература 1, 2 окружающий мир, естествознание 1,2, 3, 4

Из проблемной ситуации выходим к учебной проблеме. Вариант 1 : заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель. Вариант 2 :осознают противоречие и ставят проблему сами ученики(могут сильные ученики). Вариант 3:говорить вместе с воспитанниками, подталкивая их мысль.(Разворачиваем побуждающий диалог, целью которого является: 1)побуждение к осознанию противоречия; 2)побуждение к формулированию учебной проблемы.

Побуждающий диалог от проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы Прием 1 о фактах Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях Что вас удивило? Сколько теорий существует (точек зрения ) ? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока? Сформулируйте проблему! прием 2 Сколько же в нашем классе мнений? Почему? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не полу- чается? Чем это задание не похоже на предыдущие? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?

Учитель x 3 = x 3 = 21 Вижу вы удивлены. Почему?(побуждение к осознанию противоречия) Над каким вопросом подумаем?(побуждение к формулированию проблемы) Ученик реакция удивления Примеры одинаковые, а ответы разные.(осознание противоречия) Почему в разных примерах получились разные ответы?(учебная проблема) Фрагменты уроков Приём 1.

Приём 2 Учитель: От данных слов образуйте новые слова с помощью сочетаний –ичк-, -чек-: ватрушка, сестрица, кошка водица -Итак, что же получается? Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили?(побуждение к осознанию противоречия) Почему же так вышло? Чего же мы не знаем? Какой будет тема урока?(побуждение к формулированию проблемы) Ученик : ватрушчека / ватрушчека сестричка кошчека /кошчека Водичка По – разному!(осознание противоречия) Правописание сочетаний -ичк- и - чек- в именах существительных (учебная проблема как тема урока)

Приём 3 Тема «Образование наречий» Учитель На доске два столбика: Редкий редко Мягкий мягко Лёгкий легко -Что можете о них сказать? -Разберите по составу слова каждого столбика (практическое задание на ошибку) -Проверим. Слова второго столбика - наречия. Вспомните, что такое наречия? -Но тогда у наречий чего не может быть? (предъявление научного факта) -Итак, что вы сначала думали по поводу «о»? -А что оказалось потом?(побуждение к осознанию противоречия) -Значит, какой вопрос возникает?(побуждение к формулированию проблемы) Ученики: -Это родственные слова. В первом столбике – прилагательные, а во втором – наречия. Ученик у доски выделяет в наречиях окончание –о(ошибка, обнажающая житейское представление о том, что гласная на конце слова всегда является окончанием) Неизменяемая часть речи. Окончания!(Реакция удивления. Возникновение проблемной ситуации) Сначала мы думали, что «о» - окончание. «о» не является окончанием(осознание противоречия) Что же такое «о» в наречиях?(учебная проблема как вопрос)

Приём 4 Тема «Умножение» Учитель На 1 тарелке лежат 2 пирожка. Сколько всего пирожков будет на 4 тарелках? В столовой за 1 столом стоят 4 стула. Сколько стульев за 3 такими же столами? На 1 рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 86 пуговиц? Вы можете записать выражение к этой задаче? А почему? В чём затруднение?(побуждение к осознанию противоречия) Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать?(побуждение к формулированию проблемы) Ученик: = = …,ученики начинают испытывать затруднение (возникновение проблемной ситуации) Нет. Получается слишком длинная запись.(осознание затруднения) Будем придумывать короткий способ записи(учебная тема как вопрос)

Приём 5 Тема «Умножение двузначного на однозначное» 3 класс. Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. Вы смогли выполнить моё задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего?(побуждение к осознанию противоречия) Какова же будет тема нашего урока?(побуждение к формулированию проблемы) Ученики: Однозначные и двузначные. Ребята легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен. Воспитанники испытывают затруднение, поскольку способ выполнения ещё не известен(возникновение проблемной ситуации) Нет, не смогли. Там мы умножали однозначные числа, а здесь надо умножать двузначные числа, а мы этого не умеем.(осознание затруднения) Умножение двузначного числа на однозначное.(учебная проблема как тема урока)

Приём 6 Тема «Сравнение углов» Учитель: -Сравните углы(на доске изображение прямого, острого и тупого углов) -А каким способом вы сейчас сравнивали углы? -Теперь сравните такие углы (на доске изображены два примерно равных угла)(практическое задание сходное с предыдущим) -Каким способом сравнивали? -А это точный способ? -Тогда можете ли утверждать, что эти углы равны?(доказывает, что задание не выполнено) Значит, над какой проблемой будем сейчас работать?(побуждение к формулированию проблемы) Сформулируйте тему покороче (побуждение к переформулированию) Ученики: легко выполняют задание Мы сравнивали углы на глаз. -Они одинаковые.(выполняют задание, применив известный способ) -На глаз. -Нет, не точный. Нет, не можем (осознают, что задание не выполнено, реакция затруднения, возникновение проблемной ситуации) Будем искать более точный способ сравнения углов! (учебная проблема как среднее между вопросом и темой урока) Сравнение углов (учебная проблема как тема)

Принятие реплик учеников при побуждающем диалоге. Стоит один раз дать детской попытке самостоятельно мыслить отрицательную оценку( «не так, неправильно») – и в другой раз школьник на диалог не пойдёт. ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ( ТАК) Побуждение к переформулированию учебной проблемы Мысль ученика услышана и принята к сведению, но не означает согласия с говорящим. Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Кто может выразить мысль точнее?

Способы постановки учебной проблемы 1 способ – побуждающий диалог от проблемной ситуации. 2 способ – подводящий к теме диалог (не нужно создавать проблемную ситуацию, прекрасно выстраивается от повторения) 3 способ – сообщение темы с мотивирующим приёмом(можно использовать любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников) Все способы постановки учебной проблемы обеспечивают учебную мотивацию. Коренное их отличие – в развивающем эффекте.

Подводящий к теме диалог Тема «Безударные гласные в приставках» Учитель: -Спишите из упражнения слова «долетел», «забежал», «надписал». -Поставьте ударение. -Подчеркните безударные гласные. -В каких частях слова находятся безударные гласные? -Обозначьте их. -Какое правило о безударных гласных мы уже знаем? -А какого правила о безударных гласных ещё не учили? Значит, какая сегодня тема урока? Ученики: записывают слова ставят ударение подчёркивают безударные гласные В корне и приставке. Обозначают О безударной гласной в корне. Наверное, о безударных гласных в приставках. Безударные гласные в приставках.

Поиск решения. 1 шаг – выдвижение гипотезы. 2 шаг – проверка гипотезы. Первый метод – это побуждающий диалог. - Какие есть идеи? -Вы согласны? Как эту мысль проверить?(в слабом классе можно дать подсказку к решающей гипотезе) Второй метод – подводящий диалог.

Проблемный диалог Побуждающий струк тура отдельные вопросы и побудительные предложения, подталкивающие мысль ученика приз- наки - мысль ученика делает скачок к неизвестному - переживание учеником чувства риска - возможны неожиданные ответы учеником - прекращается с появлением нужной мысли ученика резу- льтат развитие творческих способностей Подводящий система посильных ученику вопросов и заданий, подводящих его к открытию мысли -пошаговое, жесткое ведение мысли ученика - переживание учеников удивления от открытия в конце диалога - почти не возможны неожиданные ответы учеников - не может быть прекращен, идет до последнего вопроса на обобщение развитие логического мышления

Структура проблемного урока ЦЕЛЬЭТАПЫ УРОКА ЗНАНИЕЗНАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ – ВОПРОС, ТЕМА УРОКА ПОИСК РЕШЕНИЯ – «ОТКРЫТИЕ» НОВОГО ЗНАНИЯ ВЫРАЖЕНИЕ РЕШЕНИЯ В - ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОДУКТА – ПРЕДЪЯВЛЯЕТСЯ КЛАССУ

Воспроизведение (определить наличие продуктивных знаний – проговаривание знаний) Типы 1.Формулирование: темы вопросов(смысл –опросите друг – друга) 2. Опорный сигнал: символ, схема, таблица, опорные слова 3. Художественный образ: метафора, загадка, стихотворение (н –р: зарифмовать пройденное правило) Особенности применения после введения знаний в конце этого или начале следующего урока в классе или дома, если опорный сигнал не составлялся учителем при введении знаний дома по желанию

Тема: «Сравнение многозначных чисел» Цель: в конце урока дети умеют сравнивать многозначные числа. Тип знания: правило Метод: побуждающий диалог Приём: 2, столкнуть разные мнения учеников или практическим заданием. 1. Постановка учебной проблемы a. создание проблемной ситуации -Ребята, сравните эти числа и Какое число больше? -Выйдите к доске и поставьте галочку рядом с тем числом, которое больше… b.Осознание противоречия. Сколько мнений в классе? -Почему?. второе, первое 2 -Мы не умеем сравнивать такие большие числа.

Продолжение урока «Сравнение многозначных чисел» C.Формулирование проблемы. Какой возникает вопрос? 2. Поиск решения. a.Выдвижение гипотез. Как будем сравнивать числа? Какие есть предположения? Подсказка: -Как мы сравниваем трёхзначные числа? b.Проверка гипотез -Давайте проверим ваши предположения -Согласны с первой гипотезой? Как можно проверить эту гипотезу? -Какой можно сделать вывод? Как сравнивать такие большие числа? По количеству цифр в числе, по единицам старшего из разрядов. Посчитать количество цифр в числе. Из двух чисел с разным количеством цифр меньше то, у которого цифр меньше, а больше то, у цифр которого больше

Продолжение урока «Сравнение многозначных чисел» -Проверяем вторую гипотезу C. Проверка гипотезы. -Согласны ли вы с этой гипотезой? Как будем проверять? -Какой можно сделать вывод? 3. Выражение решения. Какие способы сравнения многозначных чисел вы знаете? Составьте схему к нашим правилам. 4. Реализация продукта. Выполнение упражнения из учебника.. Да Чтобы сравнить числа с одинаковым числом цифр, надо сравнить единицы старшего из несовпавших разрядов. -Из двух чисел с разным количеством цифр меньше то, у которого цифр меньше, а больше то, у цифр которого больше. Чтобы сравнить числа с одинаковым числом цифр, надо сравнить единицы старшего из несовпавших разрядов.

Если действовать не будешь – ни к чему ума палата. Шота Руставели.

Приём 5 Тема «Умножение двузначного на однозначное» 3 класс. Учитель: На доске дан ряд чисел. Что это за числа? Выпишите в столбик однозначные числа и умножьте их на 7. Выпишите в другой столбик двузначные числа и тоже умножьте их на 7. Вы смогли выполнить моё задание? Почему же это задание не получилось? Чем оно отличается от предыдущего?(побуждение к осознанию противоречия) Какова же будет тема нашего урока?(побуждение к формулированию проблемы) Ученики: Однозначные и двузначные. Ребята легко справляются с заданием, способ выполнения которого уже известен. Воспитанники испытывают затруднение, поскольку способ выполнения ещё не известен(возникновение проблемной ситуации) Нет, не смогли. Там мы умножали однозначные числа, а здесь надо умножать двузначные числа, а мы этого не умеем.(осознание затруднения) Умножение двузначного числа на однозначное.(учебная проблема как тема урока)

2. Поиск решения