Использование ритмико – двигательных элементов в музыкальном воспитании детей с особыми образовательными потребностями на основе русского фольклора Учитель музыки высшей квалификационной категории МОУ СОШ 3 г. Полярные Зори Гарина Елена Фёдоровна
Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием
В музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями используются следующие виды деятельности: музыкально- ритмические движения, пение, слушание музыки, игра на простейших детских музыкальных инструментах.
Музыкальный материал для работы с детьми с нарушением в развитии отличается: простотой и выразительностью; доступностью восприятия и исполнения; небольшим по объему; частым повторением заданий; коррекционно-развивающей направленностью. Всем этим требованиям соответствуют русские народные мелодии, песни. Содержание текстов русских народных песен доступно детскому восприятию, напевы легко исполняются.
Привлечение ритмики в процесс восприятия музыкального произведения помогает детям с проблемами в развитии научиться художественно оформлять свои движения
Выполнение музыкально-ритмических движений при слушании музыки или пении способствует: активизации развития общей музыкальности; активизации творческих способностей; помогает сделать урок более красочным, запоминающимся, создает нужную эмоциональную реакцию на уроке.
Движения должны быть: простыми; легко выполнимыми без специальной тренировки; ритмичными; соответствовать настроению музыки.
Примеры введения элементов ритмики на произведениях русского фольклора, рекомендованных для изучения по коррекционной программе 8 вида: Русская народная песня "Во поле береза стояла" – игра "Передай ленту"; Русская народная песня "Ах вы, сени мои, сени" – приставной шаг; Русская народная песня "На горе-то калина" – притопы; Русская народная песня "Андрей-воробей" – прыжки, приседания.