Автор : Агдяфарова Анастасия Викторовна Руководитель : Юксеева Татьяна Ивановна преподаватель естественнонаучных дисциплин ГБОУ СПО СО « Красноуфимский педагогический колледж » Методика работы над правилами поведения в природе с обучающимися в начальной школе
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину. Михаил Пришвин
Пятый Невский Международный экологический конгресс ( май 2012 год ). Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года ( апрель 2012 год ).
Ядром содержания экологического образования младших школьников является четыре взаимосвязанных компонента : познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования говорит об осознании обучающимися целостности окружающего мира, освоении основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы …
Не ломай ветки деревьев и кустарников. Не повреждай кору деревьев ( не повреждай смолистую кору, не сдирай белую кожу с берез ). Не руби елки для праздника. Не собирай березовый сок. Не рви подснежники. Не рви в лесу, на лугу красивоцветущие растения ( не рви понапрасну цветы, не собирай букеты из дикорастущих растений ). При сборе лекарственных растений часть обязательно оставляй в природе. Съедобные ягоды, орехи собирай так, чтобы не повредить веточек. Грибы осторожно срезай ножом или выкручивай так, чтобы не повредить грибницу. Не сбивай грибы, даже если это поганки.
Неоценимую помощь оказывают художественные произведения писателей Г. Скребицкого, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Сладкова, поэтов Э. Асадова, С. Маршака и др.
Мы предлагаем несколько приемов работы над правилами : Сформулировать правило поведения в природе на основе : рисунка учебника, фотографии, плаката, текста учебника, беседы, художественного рассказа, стихотворения, проблемной ситуации, статистических данных, инсценировки, рисунка - символа правила. Продолжить правило, если учитель приводит первую часть формулировки. На основе словесной формулировки изобразить рисунок - символ правила. Чтение правила и объяснение его. Соотнесение текста и рисунка - символа в процессе чтения экологического рассказа. Упражнение в выполнении правил на экскурсиях на природу.
Убеждая детей не собирать березовый сок, помнить, что это вредит дереву, используем рассказ Г. Скребицкого « Раненная береза ». Дети объясняют причины гибели березы, у которой в прошлом году несколько дней мальчик брал сок. А так же решают ситуацию, что нужно сделать, если захотел попить березового сока, как помочь раненной березе. « Не руби березы белой, не губи души лесной …,»- призывает поэт.
Работая над правилом : « Грибы осторожно срезай ножом или выкручивай так, чтоб не повредить грибницу », выясняем то, что грибы помогают деревьям. Читаем рассказ П. Дудочкина « Карманный помощник ».
« Не разрушай муравейники !» дети высказывают свое мнение о поведении Жалейкина из рассказа « Жалейкин и муравьи » Н. Сладкова
Много бед природе и людям приносят пожары : « Будь осторожен с костром. Самый страшный враг леса - пожар ». Пожар отклокотал и умер, и умер лес, отзеленел …. Медведь ушел, удрали зайцы, хватили горя комары. В жилищах птиц сварились яйца от неестественной жары. Стоял, как братская могила, безрукий, безволосый лес ! …
Любите родную природу - озёра, леса и поля. Ведь это же наша с тобою навеки родная земля. На ней мы с тобою родились, живем мы с тобою на ней ! Так будем же, люди, вместе к ней относиться добрей !