Узнай писателя! Чьё лицо незнакомо? Чьё лицо незнакомо?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Преступление и наказание» (1868) Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру. М.Горький.
Advertisements

Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать. Знал – знаю – хочу узнать ЗналЗнаюХочу узнать Красивый город Река Нева Белые ночи Мосты Город рек и каналов.
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть.
ЖИЗНЬ И ТВОЧЕСТВО ФЁДОРА МИХАЙЛОВИЧА ДОСТОЕВСКОГО.
« Творческая история создания романа Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » Выполнила Череп Людмила Федоровна, учитель русского языка и литературы.
Федор Михайлович Достоевский Жизнь и творчество Он дает мне больше, чем любой мыслитель… Альберт Эйнштейн Гениальность Достоевского неоспорима, по силе.
Урок в технологии «Конспект- лекция» на тему: «Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба» copyright© МОУ "СОШ 58" г. Магнитогорска, 2008 г. Евтюхина О.А.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 16. Творчество.
( ). «Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни». «Если хочешь победить весь мир, победи самого себя». «…Сознание убивает жизнь»
Свидетельствуют современники: Сниткина Анна Григорьевна, Анна Григорьевна, жена жена Ф.М. Достоевского Ф.М. Достоевского.
Фёдор Михайлович Достоевский Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи», черты его внутреннего мира.
Фёдор Михайлович Достоевский ( ) Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
Жизнь и творчество Ф.М.Достоевского. Федор Михайлович Достоевский ( ) Федор Михайлович Достоевский ( ) В нем совесть сделалась пророком.
Фёдор Михайлович Достоевский (1821 – 1881) Я скажу вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения. Ф.М.Достоевский.
История создания романа «Преступление и наказание» Выполнил: Голуб Кирилл Александрович.
Федор Михайлович Достоевский «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Санкт-Петербургское училище олимпийского резерва 2 (техникум)»
Петербург Достоевского – «город, в котором невозможно быть»
«В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить.
Транксрипт:

Узнай писателя! Чьё лицо незнакомо? Чьё лицо незнакомо?

Тема учебного занятия: «Ф.М.Достоевский. Этапы биографии и творчества»

Цели учебного занятия: Познакомиться с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества; Применять сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изучаемого автора Развивать умение владеть формами устной и письменной речи Получить опыт эффективного общения при работе в парах и группах в ходе выполнения учебно- исследовательских задач Воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать;

Выступления студентов 1. Детство и юность Достоевского 2. Первые литературные опыты 3. Повести конца 40 ых годов и кружок Петрашевцев 4. Духовная эволюция писателя в годы каторги и ссылки 5. После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество !!!Слушающим - записать основные моменты биографии Достоевского

Москва, улица Божедомка

Родители Достоевского, любимый брат Михаил

Этапы жизненного пути Достоевского: детство и отрочество в Москве в небогатой патриархальной семье лекаря Мариинской больницы для бедных: религиозность семьи, домашние чтения, смерть матери, смерть горячо любимого Пушкина, смерть отца; юность в военно-инженерном училище в Петербурге, служба в чертежной инженерного департамента, отставка и занятие любимым делом писательством; успех романа «Бедные люди», знакомство с В. Г. Белинским; увлечение утопическим социализмом, кружок Петрашевского; арест, 8 месяцев в Петропавловской крепости, публичная казнь; отмена ее в последний момент; Омский каторжный острог ( ), изучение типов личности преступников; возвращение в Петербург в 1859 г.; романы «Униженные и оскорбленные» ( ) и «Записки из Мертвого дома» ( ); знакомство с идеями Ф. Шиллера, М. Штирнера, Ш. Фурье, Ж. Санд, Т. Карлейля, А. И. Герцена и др.; посещение Европы; сближение со славянофилами; «почвенничество».

Достоевским написаны произведения: Роман «Бедные люди», 1845 Повесть «Двойник», 1846 Роман «Неточка Незванова», 1849 Роман «Униженные и оскорбленные», 1861 «Записки из Мёртвого дома», Роман «Преступление и наказание»,1866 Роман «Игрок»,1867 Роман «Идиот», 1868 Роман «Бесы», 1870 Роман «Подросток»,1874 Роман «Братья Карамазовы»,1880 И многие другие произведения

Мария Исаева Аполинария Суслова Анна Григорьевна Сниткина

Заочная экскурсия в музей Достоевского в СПб

Тест «Правда или неправда?» 1. Достоевский родился в семье небогатого дворянина, лекаря в больнице для бедных 2. Годы детства были наполнены хорошими книгами(Н.М.Карамзин,В.А.Жуковский,А.С.Пушкин ),изучением языков и Священного писания, а еще дружбой со старшим братом Михаилом 3. В Спасском-Лутовинове, где рос будущий писатель, царила атмосфера всевластья хозяйки имения Варвары Петровны, жестокой крепостницы 4. Достоевский учился в петербургском инженерном училище и мечтал быть свободным, «учиться, что значит человек и жизнь», разгадать тайну человека и – «быть человеком»

«Правда или неправда?» 5. В доме Плетнёва на литературном вечере юноша впервые увидел Пушкина 6. Первый роман « Бедные люди» не вызвал восхищения В.Г.Белинского. Критик сравнил Достоевского с Гоголем 7. В 1846 году совместно с Панаевым И.И. Достоевский выкупил у П.А.Плётнёва журнал «Современник» 8. В 40 ые годы художественная практика писателя переросла программу «натуральной школы». Достоевский явно не вписывался в кружок «Современника» 9. В1849 г. Достоевский был арестован как петрашевец и приговорён к смертной казни

«Правда или неправда?» года провёл Достоевский на каторге в Омском остроге. Оказалось, что «нравственные лишения тяжелее всех мук физических» 11. Начало 60 ых годов – время формирования Достоевского как православного мыслителя, «почвенника» 12. К созданию поэмы «Кому на Руси жить хорошо» автор приступил в году 13. Второй женой Достоевского стала Анна Сниткина, которая была нанята стенографисткой. Именно она стала Достоевскому верным другом и надёжной опорой до конца жизни 14. Н.А.Добролюбов назвал Макара Девушкина из романа «Бедные люди» «лучом света в тёмном царстве» 15. Совместно с братом Михаилом Достоевский издавал журналы: «Время» и «Эпоха»;Достоевским написаны произведения:…

Правильные ответы: 1, 2, 4,6,8,9,10,11,13,15 критерии оценки: 0-1 ошибка- «5» 2 ошибки – «4»

«Преступление и наказание». В Петербурге Достоевского. Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру. М.Горький

- познакомиться с изображением Петербурга в произведении Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание » - проанализировать пейзажи Петербурга, сцены уличной жизни, интерьеры квартир героев романа, внешний облик людей в романе Ф. М. Достоевского - сопоставить изображение Петербурга в романе Ф. М. Достоевского и описание города у его предшественников. - развивать умения и навыки аналитического и рефлексивного характера ; - развивать умения в диалоге выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию. - воспитывать любовь к русской классической литературе и художественному слову ; - воспитывать умения сострадать, сочувствовать, сопереживать ; - воспитывать умение работать в команде. Цель учебного занятия: создание условий для формирования нравственных ценностей через постижение смысла романа Ф.М. Достоевского

Окт г. – замысел – роман-исповедь: «Всё роман-исповедь: «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман. Я задумал его на каторге… в тяжёлую минуту.» в тяжёлую минуту.» Сент г. – новый замысел: новый замысел:новый замысел: «Это психологический отчёт одного преступления.» одного преступления.» Июль 1865 г. – роман «Пьяненькие»: главный герой – Мармеладов герой – Мармеладов Март 1867 г. – роман «Преступление и наказание»

Из письма Ф.М.Достоевского в редакцию журнала «Русский вестник» «Это психологический отчёт одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключённый из студентов университета, мещанин по происхождению и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным, «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения.

Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты… с тем, чтоб сделать счастливою свою мать… избавить сестру… от сластолюбивых притязаний главы помещичьего дома… докончить курс, уехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете…»

Смысл заглавия романа романа Какие ассоциации возникают у вас к словам ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ? Какие ассоциации возникают у вас к словам ПРЕСТУПЛЕНИЕ и НАКАЗАНИЕ? Чего мы ждём от романа с таким названием? Чего мы ждём от романа с таким названием? криминальной интриги криминальной интриги захватывающего сюжета захватывающего сюжета захватывающего сюжета захватывающего сюжета тайны тайны убийства убийства разоблачения преступника разоблачения преступника разоблачения преступника разоблачения преступника наказания наказания

«Писатель не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершённого преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план» (Я.Голосовкер). «Писатель не даёт возможности читателю оставаться только в формально фактическом плане совершённого преступления. Он переводит его в план мира совести… в моральный план» (Я.Голосовкер).

«Для Раскольникова вопрос о том, убьет ли он или не убьет старуху, решался не тогда, когда он, убив одну старуху, стоял с топором перед другой, а тогда, когда он не действовал, а только мыслил, когда работало одно его сознание и в сознании этом происходили чуть-чуточные изменения» (Л.Н.Толстой). «Для Раскольникова вопрос о том, убьет ли он или не убьет старуху, решался не тогда, когда он, убив одну старуху, стоял с топором перед другой, а тогда, когда он не действовал, а только мыслил, когда работало одно его сознание и в сознании этом происходили чуть-чуточные изменения» (Л.Н.Толстой).

«Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое отклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему» (Н.Н.Страхов). «Автор взял натуру более глубокую, приписал ей более глубокое отклонение от жизни, чем другие писатели, касавшиеся нигилизма. Цель его была – изобразить страдания, которые терпит человек, дойдя до такого разрыва с жизнью. Совершенно ясно, что автор изображает своего героя с полным состраданием к нему» (Н.Н.Страхов).

«Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов» (Н.Н.Страхов). «Если прямо держаться романа, то окажется, что преступление из теории несравненно тяжелее для преступника, чем всякое другое, что душа человеческая менее всего может выносить подобное уклонение от своих вечных законов» (Н.Н.Страхов).

Жанровое своеобразие романа Философский Философский Нравственно- психологический Нравственно- психологический Исторический Исторический Полемический Полемический Фантастический Фантастический Социальный детективный Социальный детективный Политический Политический Приключенческий Приключенческий Роман-трагедия Роман-трагедия Роман-исповедь Роман-исповедь Сатирический Сатирический Идеологический Идеологический Семейный Семейный Автобиографический Автобиографический Биографический Биографический

Жанровое своеобразие романа Философский Философский Нравственно- психологический Нравственно- психологический Исторический Исторический Полемический Полемический Фантастический Фантастический Социальный детективный Социальный детективный Политический Политический Приключенческий Приключенческий Роман-трагедия Роман-трагедия Роман-исповедь Роман-исповедь Сатирический Сатирический Идеологический Идеологический Семейный Семейный Автобиографический Автобиографический Биографический Биографический

Художественный мир романа «Преступление и наказание» Петербург Достоевского … когда уже некуда больше идти. Ф.М.Достоевский

Образ Петербурга в русской литературе «Этот город не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его просто непонятны» (С.Лурье).Как вы понимаете эти слова? «Этот город не только герой русской литературы, но и автор ее. Ясно, что многие страницы нашей литературы не могли быть написаны ни в каком другом городе и многие страницы невозможны без знания его просто непонятны» (С.Лурье). Как вы понимаете эти слова? Вспомните, в каких произведениях русской классики мы уже встречались с образом Петербурга. Как изображали этот город писатели? Вспомните, в каких произведениях русской классики мы уже встречались с образом Петербурга. Как изображали этот город писатели?

Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид… Невы державное теченье, Береговой её гранит… А.С.Пушкин

Город пышный, город бедный, Дух неволи, стройный вид, Свод небес зелено-бледный, Скука, холод и гранит… А.С.Пушкин

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица – красавица нашей столицы!...» Н.В.Гоголь

« О, не верьте этому Невскому проспекту! Всё обман, всё мечта,всё не то, чем кажется!» Н.В.Гоголь

О город, город роковой! С певцом твоих громад красивых… Плененный лирой сладкострунной, Не спорю я: прекрасен ты В безмолвье полночи безлунной, В движенье гордой суеты! Н.А.Некрасов

Начинается день безобразный – Мутный, ветреный,темный и грязный… Н.А.Некрасов

Выводы 1. Тема Петербурга традиционна для русской литературы. 2. Для Пушкина Петербург - воплощение петровского духа, символ созидательных сил России, но и в его произведениях видим противоречивый облик северной столицы. 3. Н.В.Гоголь показывает, что блеск и пышность Петербурга лишь видимость. На самом деле город живет обманом и ложью. 4. Близок к Гоголю и Петербург некрасовский: холодный, равнодушный, он враждебен человеку несет ему страдания, болезни, смерть.

Каков Петербург Достоевского?

Петербург Достоевского Пейзажи Сцены городской городской жизни Интерьеры Каков же Петербург Достоевского?

Задания для групповой работы: 1 группа: дайте характеристику пейзажам в романе (часть 1: гл.1;часть 2: гл.1;) Выпишите ключевые слова в таблицу. 2 группа: сопоставьте сцены уличной жизни (часть 1: гл.1) Выпишите ключевые слова в таблицу. 3 группа: составьте описания интерьеров (часть 1:гл.1, 3 -каморка Раскольникова; часть 1: глава 2 -описание кабака, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова; часть 1: глава 2 Выпишите ключевые слова в таблицу. 4 группа: найдите портреты в главах 1, 2; выпишите ключевые слова в таблицу.

И.Глазунов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание» Д.Шмаринов. Иллюстрация к роману «Преступление и наказание»

Работа с таблицей Составляющие образа Ключевые слова Пейзаж Темно, душно, грязно, пыль, грязь, вонь и всякая гадость, грязные и вонючие дворцы домов Сенной площади.Вызывает чувство омерзения общее в описании – впечатление духоты, а у героя город вызывает чувство угнетения. Уличные сцены – ребенок, распевающий Хуторок;– пьяная девочка на бульваре;– сцена с утопленницей;– пьяные солдаты и другие – у каждого своя судьба и каждый бьется в одиночку, но, собравшись вместе, в толпу, они забывают о горе и рады поглазеть на происходящее.На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается одиночество героя. Интерьер Каморка Раскольникова – шкаф, гроб; грязно, кругом – желтые обои.Комната Мармеладовых – закопченная дверь, дырявая простыня в качестве перегородки.Комната Сони-уродливый сарай.Убогие, жалкие помещения, страх остаться без жилья не могут способствовать развитию личности героев. В этих комнатах страшно жить – в них зарождаются теории, подобные теории Раскольникова, здесь гибнут и взрослые, и дети. Портрет Все похожи друг на друга: «оборванец», «лохмотник», «пьяный». Серые, унылые, как и улицы, по которым они перемещаются. От встречи с ними остается ощущение чего- то грязного, жалкого,

Петербург Достоевского Жара, духота, толкотня Жёлтый цвет как символ умирания Отвратительный и грустный колорит Комнаты – «крошечныеклетушки» Вонь из распивочных «Самый фантастический город», «город, в котором невозможно быть» (Ф.М.Достоевский).

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» С оставьте синквейн о сегодняшнем уроке, об изучаемом авторе или произведении : 1 существительное 2 прилагательных 3 глагола Фраза /Ассоциация. Примеры : Враньё Ужасное, злое Пугает, усложняет, устрашает Оно самый злейший враг! Обман Человек. Красивый, стройный. Разговаривает, мыслит, рассуждает. Владеет силой менять мир. Венец природы.

Домашнее задание На оценку «4» Ответить на вопрос: что повлияло на формирование писателя Достоевского? На оценку «5» Написать сочинение-миниатюру ««Как изображает Петербург Ф.М. Достоевский?» Задание для всех :подумать над вопросами: каким изображает автор Раскольникова?каковы мотивы его преступления?