Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: …2.7. Разработка и утверждение рабочих программ, учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); Из Закона РФ «Об образовании», с изменениями от ФЗ
Общеобразовательная программа – направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ Учебная программа – конкретизирует ГОС и раскрывает содержание учебного предмета. Включает в себя: цели изучения, содержание по темам и разделам, продолжительность и последовательность изучения материала; требования к изучению материала Примерная (типовая до 1992 г) программа – определяет базовые знания, умения, навыки и отражает систему ведущих мировоззрен- ческих идей, общие рекомендации методического характера. На основе примерных создаются рабочие программы Рабочая программа – отражает требования стандарта (ФК и НРК), учи- тывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику данного ОУ, конкретной социально-педагогической ситуации
Рабочая учебная программа – это документ, созданный на основе примерной программы Минобрнауки РФ, с учетом национально- региональных условий, типа образовательного учреждения, средств обучения, особенностей контингента учащихся и отражающий пути реализации содержания через авторский проект
Главное назначение рабочей программы – обеспечение гарантий получения учащимися образования в соответствии с ГОС и учетом специфики региона и ОУ
Структура рабочей программы курса Титульный лист (приложение 1). Пояснительная записка. Тематический план. Основное содержание всех тем. Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий. Тематика и содержание семинарских и практических занятий, экскурсий и т.п.. Примерная тематика проектов по разделам учебной программы.
Структура рабочей программы курса (продолжение) Требования к уровню подготовки обучающихся. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Учебно-методический комплект. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий, необходимых для каждого урока (можно дополнить в таблицу поурочного планирования). Дополнительные обобщающие материалы: литература для учителя и для учащихся (основная и дополнительная), электронные издания (компакт-диски, обучающие компьютерные программы), Интернет-ресурсы
Наименование образовательного учреждения. Название курса для изучения, которого написана программа. Указание параллели, на которой изучается курс. ФИО учителя. Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения). Год составления программы. Титульный лист должен содержать:
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 10 Рассмотрена Утверждаю на заседании МС _____Л.И. Иванова Протокол __ от директор МОУ СОШ 10 «____» _______ 200_года приказ __ от «__»________200_года Рабочая программа по ____________________ (название предмета, курса, для какого класса ) Ф.И.О. учителя г. Екатеринбург, 200 г.
Пояснительная записка В тексте пояснительной записки следует указать: на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа; основные цели и задачи учебного курса; методические особенности изучения предмета; внесенные изменения в примерную (авторскую) программу ( сравнение с ГОС) и их обоснование; количество часов, на которое рассчитана рабочая программа; методы и формы обучения.
Календарно-тематическое планирование: тема; названия тем уроков – количество уроков; контрольные работы, тесты и т.п. даты проведения уроков. Тема Количество часов Формы организации учебных занятий Лек- ции Семина ры Практичес- кие работы … Проек ты Всего часов
Содержание учебной программы: краткое описание изучаемого материала.
Учебно-методический комплект: учебник; рабочая тетрадь; методическое пособие для учителя; дидактические материалы; контрольные и тестовые работы.
В блоке рабочей программы «Требования к уровню подготовки обучающихся» их следует отразить в соответствии с ГОС (ФК) по рубрикам «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». Их также необходимо соотнести с требованиями ГОС (НРК)
Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока
Ежегодные корректировки рабочей программы, если это необходимо, осуществляются ее составителем после их обсуждения на заседании МО и оформляются в виде приложения к первоначальному варианту программы. Список литературы должен ежегодно обновляться с учетом федеральных перечней учебников, перечней учебников, утвержденных руководителем ОУ на текущий учебный год в соответствии с ФП