"В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм"
«МИР ИСКУССТВА» Для литературы и архитектуры России ХХ было характерно обращение к моделям прошлого, т.е. художественная культура была в поисках утраченных идеалов. Идеалы постижения "вечной красоты", обращенность к гармонии искусства ушедших веков оказались близки "Миру искусства", одному из самых авторитетных художественных объединений "русского духовно - культурного ренессанса".
Вдохновителем и руководителем практической деятельности "мирискусников" был Сергей Павлович Дягилев ( ), выдающийся антрепренёр, сумевший сделать современное искусство достоянием европейской культуры.
О том, каким должно быть русское искусство, Дягилев заявил в журнале "Мир искусства". Он писал, что поклонение жизненной правде завело русское искусство в тупик. Нужно отказаться от всякой общественной пользы во имя выполнения "чистой" красоты. в годы мучительных сомнений и духовных метаний "мирискусники" призывали воспитывать в людях культ прекрасного.
Идеология "мирискусничества" получила прекрасное воплощение в творчестве живописца Александра Николаевича Бенуа ( ) Он писал: "Для нас мир, несмотря на торжествующий американизм, на железные дороги, телеграфы и телефоны, на всю современную жестокость и пошлость, все еще полон обещаний. Не все еще - полотно железной дороги, не все мостовая: кое - где еще растет трава, сияют и пахнут цветы. И среди этих цветов - главный и самый таинственный, самый чарующий, самый божественный - искусство".
ВЕРСАЛЬСКАЯ СЕРИЯ Наиболее известна его "Версальская серия", где в полной мере представлен "театральный" стиль художника, его пристрастие к старине.
«Прогулка короля» (1906 г.) Ответьте на вопросы: а) фон картины б) опишите процессию: король - одежда, фрейлины, пажи в) кто изображен на переднем плане? какими они кажутся? г) какое впечатление производит картина?
«Театральность» изображения Перед нами не исторически достоверная картина, а театральный спектакль, в котором сместились привычные понятия: мир людей - масочный, мистифицированный, а мир камня - живой, реальный.
С "Мира искусства" начинал свой творческий путь Николай Константинович Рерих ( ) «Святые гости»
Назовите общую тему полотен Н.К.Рериха. «ИДОЛЫ» «Прокопий праведный отводит тучу»
Борис Михайлович Кустодиев (1878 – 1927 гг) К вечно живому источнику - образам русской народной жизни - обращался крупный и самобытный художник "серебряного" века Борис Михайлович Кустодиев ( ). Он вошел в "Мир искусства" довольно поздно. Чужие страны и "модели" старинных вещей никогда не привлекали художника.
Какова тема этих полотен? Колорит этих картин? Какое впечатление производят эти произведения живописи? «Купчиха за чаем» «Портрет Шаляпина»
МАСЛЕНИЦА
С добродушной иронией изображал Кустодиев мещанско-купеческий быт России, народные праздники и балаганы, писал портреты своих современников. Картины Кустодиева яркие и многоцветные, с верно подмеченными деталями жизни простого народа.
Художественная культура "серебряного" века насыщена не только жаждой новаторства. В ней есть особая трепетная струя, рожденная на ниве традиционного для русских поэтов, художников, композиторов возвышенного чувства любви к России. Тема Родины стала важнейшей в творчестве русских романтиков.
Исаак Ильич ЛЕВИТАН (1860 – 1900 ) России, ее бесконечным далям, водным просторам, тихим перелескам и старинным храмам посвятил многие полотна Исаак Ильич Левитан ( ). Волжские просторы вдохновили его на крупные панорамные пейзажи, словно наполненные воздухом. В этом искусствоведы усматривают влияние французского импрессионизма.
МУЗЫКА: И.Ф. Стравинский. С.В. Рахманинов
1917. Революция. Многие современники - интеллигенты не приняли революционный переворот. Рахманинов писал: "Россия шагнула в пустоту", "лица людей превращаются в зверские дикие рыла". В декабре 1917 года он навсегда покинул Родину. Позднее он сказал: "Лишившись родины, я потерял самого себя"
После революции 1917 года за пределами отечества оказались многие творцы "серебряного" века. Уехали, рассеялись по миру Стравинский, Бенуа, Дягилев, Рерих, Куприн, Бунин, Шаляпин … Для многих эмиграция была вынужденным, трагическим, по сути, выбором "между Соловками и Парижем". За границей они продолжали считать себя россиянами, образовав диаспоры - своеобразную "Россию за рубежом", или "русское за рубежом", сохраняя верность традициям отечественной культуры.
Домашнее задание : Написать сочинение – впечатление «Русская культура "серебряного" века» Сделать презентацию о И. Стравинском, С. Рахманинове. Подобрать музыкальные иллюстрации