«Интонационное богатство русской речи» ГБОУ СПО МО НТЭТ Тема:

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Техника речи и её характеристики.. Техника речи это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых.
Advertisements

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 105 г. Липецка МАСТЕР – КЛАСС : «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ КОРРЕКЦИИ ПРОСОДИЧЕСКИХ.
Паузы Выполнили: Гредягина Наталья, Шацкая Марина БО - 11.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Развитие выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речевого развития, через организацию театрализованной деятельности.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Материал подготовил Алимбай Курмет Имашулы Студент 3 курса Университета Алматы.
Подготовила студентка группы э 121 б Прохорова Анастасия.
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Фонетика как лингвистическая дисциплина Вводная лекция.
Культура речи педагога «Искусство говорить с детьми» «Каждое произнесённое тобой слово – Живое. Оно имеет свой размер, цвет, свет, вкус, запах, объем,
Требования к литературному тексту для пересказа каждое произведение должно учить чему-то хорошему развивать в ребенке нужные в обществе черты личности.
Лекция 1 Общественная сущность языка Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст.преп. Василенко М.С.
Цель: расширить знания о строении и грамматическом значении предложения, научиться выделять грамматическую основу, определять цель высказывания; понятие.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Пчёлка»
Выполнила : Студентка 205 группы Лечебного факультета Джиоева Надежда.
Что такое лингвистика? Лингвистика Происхождение языков Функционирование языков Сходство и различие языков Процессы говорения и понимания во времени.
Вербальная культура. Основные каналы общения Речевой (вербальный) Неречевой (невербальный)
Мухортиков и Кумышь. Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Транксрипт:

«Интонационное богатство русской речи» ГБОУ СПО МО НТЭТ Тема:

Интонация - это очень сложное и далеко еще не установившееся в лингвистике понятие. Обычно под интонацией понимают совокупность средств организации звучащей, устной речи. Выражает конкретные эмоции, различает типы высказывания: вопрос, восклицание, побуждение, повествование; по интонации можно охарактеризовать говорящего, условия и ситуацию общения, она обладает эстетическим воздействием на слушателя. Однако и в письменной речи интонация воспроизводится автором графически, например, подчёркиванием, выделением, изменением шрифта и способствует пониманию смысла текста. ударение мелодика (движение основного тона голоса) паузы (перерывы в звучании) сила звучания отдельных слов в речи темп речи тембр речи. К числу этих средств относятся:

Интонация занимает важное место в структуре языка и выполняет различные функции: · * при помощи интонации производится членение речи на интонационно-смысловые отрезки (синтагмы); *интонация оформляет различные синтаксические конструкции и типы предложений; * интонация участвует в выражении мысли, чувства и волеизъявления человека

вопросительная пригласительная восклицательнаяувещевательная интонация удивления повелительная интонация перерыва сопоставительная утвердительнаязвательная убедительная перечислительная положительная повествовательная просительная индифферентная

Максим Кронгауз говорит об изменении интонации со временем, с годами, с веками: «Интонация меняется, но даже словарный запас мы не всегда можем четко зафиксировать во времени. А вот записи интонации фактически не было, записи устной речи тоже возникли в ХХ веке. Поэтому, исходя из общих соображений, можно сказать, что да, интонация меняется. Меняется очень медленно, это консервативная вещь». При этом, он подчеркивает есть сферы, в которых за короткий период произошли существенные изменения это театр, телевидение и радио.

Когда говорят об ударении, то имеют в виду обычно словесное ударение (т. е. выделение с помощью фонетических средств одного из слогов, слова).Существуют еще синтагматическое ударение, или ударение синтагмы – наименьшего интонационно-смыслового отрезка речи. Также часто встречается еще один тип ударения – ударение эмфатическое. Это ударение подчеркивает эмоционально- экспрессивные и аффективные элементы высказывания. Логическое ударение называется выделение наиболее существенного с точки зрения данной ситуации слова при помощи интонационных средств. Логическим ударением может быть выделено любое слово во фразе. Логическим ударением могут выделяться и служебные слова. Логическое ударение, или, как его еще называют, ударение нового, как раз выполняет эту выделительную функцию. Оно появляется в определенных случаях - при противопоставлении и при наличии специальных выделительных слов. Логическое ударение может содержаться в вопросе и в ответе на него. Эмфатическое ударение Этот термин ввел Л.В.Щерба для характеристики эмоциональной выразительности слова. Это ударение «выдвигает» и усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эффективное состояние говорящего в связи с тем или иным словом. Различие между логическим и эмфатическим ударением можно сформулировать следующим образом: логическое ударение привлекает внимание к данному слову, а эмфатическое делает его эмоционально насыщенным.

Понятие мелодика не следует смешивать с понятием мелодии или мелодичности стиха. Мелодика голоса является главным, важнейшим коммуникативным средством, который влияет на профессиональную успешность личности. Сущность коммуникации – есть процесс взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи или обмена информацией посредством принятых в данной культуре знаковых систем, приемов и средств их использования.

Темп речи (от итал. tempo, которое происходит от лат. tempus время) - скорость произнесения речевых единиц разного размера (чаще всего слогов, иногда звуков или слов). Темп речи может быть вычислен двумя способами: числом слогов, или звуков, или слов, произносимых в единицу времени (напр., в 1 секунду), или средней длительностью (долготой) звучания речевой единицы (на определенном отрезке звучания речи). Длительность звуков вообще измеряется в тысячных долях секунды миллисекундах (мс). Темп речи каждого отдельного индивидуума может меняться в широких пределах от 6070 мс при беглой речи до мс при медленной. Существует также и зависимость темпа от индивидуальных особенностей говорящего. Тембр, иначе тембральная окраска речи – специфическая, воспринимаемая человеком характеристика звучащей речи, которая зависит частично от физических параметров речевого аппарата (низкий, хриплый тембр, высокий пронзительный голос и т.п.), частично регулируется говорящим за счет особых изменений состояния органов речи (в основном в связи с разным эмоциональным состоянием в момент речи). Часто тембр голоса определяют как дополнительную артикуляционно-акустическую окраску голоса, ее колорит.

Пауза (лат. pausa от греч. pausis прекращение, остановка) временная остановка звучания, в течение которой речевые органы не артикулируют, и которая разрывает поток речи. Пауза это молчание. Но и молчание может быть выразительным и значимым. Даже наука такая есть паузология. Различают паузы:

«Интонация, не должна являться следствием простой тренировки мускулов языка. Она неизбежно будет тогда пустой, холодной, деревянной, ничего не говорящей и раз навсегда заученной. Это неизбежно должно произойти, если актер, не подготовив других сложных частей своего творческого аппарата, начнет работу с произнесения авторского Ъ текста. И наоборот: интонация всегда будет живой, органичной, яркой, если явится следствием подлинных побуждений, хотений, ярких видений, ясных мыслей и других компонентов, из которых создается сценический образ, на которые и следует прежде всего обратить внимание при работе над ролью».

1. Основные источники: Аванесов, Р.И. «Русское литературное произношение» Георгиева, М., Попова, М. «Русская фонетика и интонация» Муханов.И. «Интонация в практике русской диалогической речи. Д.Антонова. Фонетика и интонация» Панов, М.В. «О стилях произношения. Развитие современного русского языка» Сопер, П.» Основы искусства речи» Интернет-источники: - литературная энциклопедия. - толковые словари русского языка - сайт копирайтеров предназначен для начинающих журналистов, поэтов.