Жизненный цикл программного обеспечения ИС Жизненный цикл ИС можно представить как ряд событий, происходящих с системой в процессе ее создания и использования Модель жизненного цикла - структура, содержащая процессы, действия и задачи, которые осуществляются в ходе разработки, функционирования и сопровождения программного продукта в течение всей жизни системы, от определения требований до завершения ее использования
Каскадная модель ЖЦ Каскадная модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе
Положительные стороны применения каскадного подхода на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности; выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты
Поэтапная модель ЖЦ с промежуточным контролем Разработка ИС ведется итерациями с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки
Спиральная модель ЖЦ На каждом витке спирали выполняется создание очередной версии продукта, уточняются требования проекта, определяется его качество и планируются работы следующего витка. Особое внимание уделяется начальным этапам разработки - анализу и проектированию, где реализуемость тех или иных технических решений проверяется и обосновывается посредством создания прототипов (макетирования).
Основные причины, по которым каскадная модель сохраняет свою популярность Привычка - многие ИТ-специалисты получали образование в то время, когда изучалась только каскадная модель, поэтому она используется ими и в наши дни. Иллюзия снижения рисков участников проекта (заказчика и исполнителя). Проблемы внедрения при использовании итерационной модели.
Наиболее известные стандарты по разработке ИС ГОСТ распространяется на автоматизированные системы и устанавливает стадии и этапы их создания. ISO/IEC 12207: стандарт на процессы и организацию жизненного цикла ПО. Custom Development Method (методика Oracle) по разработке прикладных информационных систем - технологический материал, детализированный до уровня заготовок проектных документов, рассчитанных на использование в проектах с применением Oracle. Rational Unified Process (RUP) предлагает итеративную модель разработки, включающую четыре фазы: начало, исследование, построение и внедрение. Суть работы в рамках RUP - это создание и сопровождение моделей на базе UML. Microsoft Solution Framework (MSF) сходна с RUP, так же включает четыре фазы: анализ, проектирование, разработка, стабилизация, является итерационной, предполагает использование объектно- ориентированного моделирования. Extreme Programming (XP). Экстремальное программирование (самая новая среди рассматриваемых методологий) сформировалось в 1996 году. В основе методологии командная работа, эффективная коммуникация между заказчиком и исполнителем в течение всего проекта по разработке ИС, а разработка ведется с использованием последовательно дорабатываемых прототипов.
Процессы ЖЦ ПО Процесс ЖЦ - совокупность взаимосвязанных действий, преобразующих входные данные в выходные. В соответствии с базовым международным стандартом ISO/IEC все процессы ЖЦ ПО делятся на три группы: Основные процессы: –приобретение; –поставка; –разработка; –эксплуатация; –сопровождение. Вспомогательные процессы: –документирование; –управление конфигурацией; –обеспечение качества; –разрешение проблем; –аудит; –аттестация; –совместная оценка; –верификация. Организационные процессы: –создание инфраструктуры; –управление; –обучение; –усовершенствование.
Содержание основных процессов ЖЦ ПО ИС (ISO/IEC 12207)
Согласно стандарту ISO/IEC серии в структуру ЖЦ следует включать следующие группы процессов Договорные процессы: –приобретение (внутренние решения или решения внешнего поставщика); –поставка (внутренние решения или решения внешнего поставщика). Процессы предприятия: –управление окружающей средой предприятия; –инвестиционное управление; –управление ЖЦ ИС; –управление ресурсами; –управление качеством. Проектные процессы: –планирование проекта; –оценка проекта; –контроль проекта; –управление рисками; –управление конфигурацией; –управление информационными потоками; –принятие решений. Технические процессы: –определение требований; –анализ требований; –разработка архитектуры; –внедрение; –интеграция; –верификация; –переход; –аттестация; –эксплуатация; –сопровождение; –утилизация. Специальные процессы: –определение и установка взаимосвязей исходя из задач и целей.
Стадии создания систем (ISO/IEC 15288)
Каноническое проектирование ИС Стадии и этапы создания ИС Стадия 1. Формирование требований к ИС. обследование объекта и обоснование необходимости создания ИС; формирование требований пользователей к ИС; оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку. Стадия 2. Разработка концепции ИС. изучение объекта автоматизации; проведение необходимых научно- исследовательских работ; разработка вариантов концепции ИС, удовлетворяющих требованиям пользователей; оформление отчета и утверждение концепции. Стадия 3. Техническое задание. разработка и утверждение технического задания на создание ИС. Стадия 4. Эскизный проект. разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям; разработка эскизной документации на ИС и ее части. Стадия 5. Технический проект. разработка проектных решений по системе и ее частям; разработка документации на ИС и ее части; разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий; разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта. Стадия 6. Рабочая документация. разработка рабочей документации на ИС и ее части; разработка и адаптация программ. Стадия 7. Ввод в действие. подготовка объекта автоматизации; подготовка персонала; комплектация ИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); строительно-монтажные работы; пусконаладочные работы; проведение предварительных испытаний; проведение опытной эксплуатации; проведение приемочных испытаний. Стадия 8. Сопровождение ИС. выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; послегарантийное обслуживание.
Oбследование - это изучение и диагностический анализ организационной структуры предприятия, его деятельности и существующей системы обработки информации. Материалы, полученные в результате обследования, используются для: обоснования разработки и поэтапного внедрения систем; составления технического задания на разработку систем; разработки технического и рабочего проектов систем. На этапе обследования целесообразно выделить две составляющие: определение стратегии внедрения ИС и детальный анализ деятельности организации.
Технико-экономическое обоснование проекта Ориентировочное содержание этого документа: ограничения, риски, критические факторы, которые могут повлиять на успешность проекта; совокупность условий, при которых предполагается эксплуатировать будущую систему: архитектура системы, аппаратные и программные ресурсы, условия функционирования, обслуживающий персонал и пользователи системы; сроки завершения отдельных этапов, форма приемки/сдачи работ, привлекаемые ресурсы, меры по защите информации; описание выполняемых системой функций; возможности развития системы; информационные объекты системы; интерфейсы и распределение функций между человеком и системой; требования к программным и информационным компонентам ПО, требования к СУБД; что не будет реализовано в рамках проекта.