ИНФОРМАЦИОННО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА для РОДИТЕЛЕЙ СТУПЕНЬКИ К ШКОЛЕ Выпуск 1 Тема выпуска : «ЗАЧЕМ НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА И КАК ЕЕ ДЕЛАТЬ? МДОУ 218 «МАРГАРИТКА» Подготовила Макарова Екатерина Николаевна, учитель-логопед высшей категории.
Содержание выпуска: 1. Теоретические знания - родителям Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Как правильно ее делать с ребенком? 2. Занимательные фото новости 3. Практическая мастерская. Игры с детьми. Гимнастика для развития артикуляционной моторики (игры и игровые упражнения). 4. Обратная связь – отклики родителей. Интересующие родителей вопросы по педагогике и логопедии. 5. Анонс. Тема следующего номера: «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению».
1. Теоретические знания - родителям Зачем нужна артикуляционная гимнастика? Как правильно ее делать с ребенком? Очень часто ребёнок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щёк и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения. Гимнастика для рук, ног – дело привычное и знакомое. Понятно для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Очень важно для своевременного правильного становления речи в дошкольном возрасте тренировать и язык. Ведь язык- главная мышца органов речи, и для него как и для всякой мышцы гимнастика необходима. Он должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстро поставить правильное звукопроизношение. Дети 5-6 лет смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношение. Желательно артикуляционную гимнастику выполнять перед зеркалом, т.к. ребёнку необходимо видеть, что делает язык. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится язык в данный момент (за верхними или за нижними зубами).
У нас, взрослых, артикуляция - автоматизированный навык, а ребёнку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Интересней всего артикуляционную гимнастику проводить в виде сказки. Каждый нарушенный звук мы как бы раскладываем на составляющие - артикуляционные, позиции или упражнения, а потом собираем из них чистый (правильный) звук. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения. Попробуйте сами перед зеркалом проделать упражнения, задаваемые ребёнку. Не всегда это легко и просто - уважайте труд ребёнка и не забывайте хвалить не только за результат, но и за старание. Все упражнения имеют названия. Помощь родителей заключается только в повторении. Взрослый читает название, а ребёнок показывает упражнение. Добивайтесь правильного выполнения. Не стесняйтесь спрашивать у логопеда, если что-то не понятно. Сначала упражнения артикуляционной гимнастики выполняются перед зеркалом, а когда ребёнок научился делать нужные движения, зеркало убирают.
2. Занимательные фото новости «Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы «Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты «Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу «Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот «Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед «Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла
3. Практическая мастерская. Игры с детьми. Гимнастика для развития артикуляционной моторики (игры и игровые упражнения). Сказка о Веселом Язычке Жил-был Веселый Язычок в своем домике. В домике этом красные двери, Рядом с дверями белые звери. Любят зверюшки конфеты и плюшки. Догадались? Это домик – рот. Проснулся Язычок рано утром. Открыл окошко. Посмотрел налево, направо. (движения языка направо – налево). Вниз посмотрел : нет ли луж? (движение языка вниз). Вверх посмотрел: светит ли солнышко? (движение языка вверх) Вышел Язычок на крыльцо дома. Вокруг дома длинный забор. Вот такой. (улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы). Посмотрел он вокруг. Увидел Язычок, как кошка ловит мышку за хвостик (губы в улыбке, рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы) Вернулся Язычок домой, посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта). «Пора и мне спать» - подумал Язычок.
Основные артикуляционные упражнения
4. Обратная связь – отклики родителей. Интересующие родителей вопросы по педагогике и логопедии. ____________________________
5. Анонс темы следующего номера. Тема следующего номера: «Формирование фонематических процессов – основной этап при обучении чтению». Уважаемые родители! Предлагайте темы для обсуждения и свои идеи по данной тематике. Задавайте интересующие вас вопросы по педагогике и логопедии