Составил и провёл: Учитель русского языка и чтения Пищулёва С.В.
Цели: 1. Познакомить учащихся с басней как с жанром русской литературы; 2. Формировать навыки и умения выразительного чтения басни; составлять несложные характеристики героев, расширять словарный запас учащихся, развивать мышление, память; 3. Воспитывать нравственно - этические нормы поведения. Тип урока: урок усвоения новых знаний
Словарная работа. Ба́сне стихотворное или прозаическое литературное произведение нравоучительного, сатирического характера. В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение так называемая мораль. Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей. Басне один из древнейших литературных жанров.
О басне. Басне - это короткий, чаще всего стихотворный нравоучительный рассказ, где вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи. Обычно они умеют говорить (могут быть и люди). Басне – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснех животные, под образами которых автор подразумевает людей.
О басне. Аллегория (иносказание)- изображение отвлеченного понятия через конкретный образ (осел – глупость, лиса- хитрость) Мораль – нравоучительный вывод.
Как называют человека, который пишет басни? -Баснописец. И.А.Крылов – русский баснописец
П.А.Вяземский : Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль; Он баснеми себя прославил, И слава эта наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят.
Басне И.А.Крылова «Квартет». Стр.102.
Что такое квартет? Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей. СМЫЧКОВЫЕ музыкальные инструменты: скрипка, контрабас, виолончель, альт.
Скрипка, контрабас, виолончель.
Кто же играет? Характеристика животных Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое, Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: козлиный голос), упрямый, туповатый Осёл - глуповат. косолапый Мишка - неуклюжий увалень с хрупким музыкальным инструментом.
Словарная работа Пленять – увлекать. Чинно – строго по правилам. «Уселись чинно в ряд». Лад – согласие, порядок. Прима втора- (первый второй голос)
Главная мысль в словах Соловья: Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней». Суть морали: важно не только уметь играть, но и иметь способности.
Чего не хватает героям басни для осуществления мечты? Чтобы стать настоящим музыкантом надо…?
Нужно учиться!
Кого высмеивает басне? Конечно, не зверей и не только невежд в области музыки. Она разоблачает хвастливых, самоуверенных людей, берущихся не за свое дело, которые показаны в басне в образе зверей.. Упорный труд и обучение, а не манера красиво себя преподносить – вот что главное в любом деле – говорит нам всем через века великий Крылов!
Кого высмеивает Крылов в этой басне? Болтунов. Часто сравнивают героев басни с политическими деятелями, неспособными на конкретные действия или принятие важных решений, для которых требуются специальные знания и опыт. Такие устраивают дебаты и представления, а что толку? Поводом к созданию басни «Квартет» явилось желание Крылова осмеять образование Государственного совета, созданного в 1801 году, с его четырьмя департаментами, которые никак не могли поладить между собой.
Вывод: особенности басни как жанра. 1. Краткий рассказ, часто стихотворный 2. 2 части: основное повествование и мораль (нравоучение) 3. Аллегория (иносказание) 4. Сатирическое изображение (высмеивание) 5. Герои – чаще животные 6. Диалог между героями. 7. Использование просторечной лексики 7. Лаконизм (краткий, сжатый способ выражать мысли). 8. Афористичность языка(Герои его произведений известны каждому. Они говорят друг с другом и с нами таким простым, сочным и живым языком, что многие их реплики остаются в нашей памяти навсегда! 9. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь. 10. Олицетворения.
«Квартет»
Пословицы. Верь своим очам, а не чужим речам. Всяк мастер на свой лад. Не учась (Не умеючи) и лаптя не сплетешь.