Современные образовательные технологии
Понятие «технология» Педагогическая технология это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодей ствие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО) Образовательная технология это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам
Образовательная технология Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из: некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий
Понятие «технология» 2 подход. Педагогические технологии относятся к образовательному процессу в целом (образование и воспитание). Образовательные - затрагивают только учебную деятельность. 3 подход. Исключает понятие «педагогические технологии» и дает представление о единственно возможном понятии «образовательные технологии». В данном контексте, если говорить о словосочетании «образовательные технологии», то оно также используется как собирательный термин, включающий весь перечень технологий, используемых в образовании. 4 подход. Педагогические технологии, которые появились в 50-х годах прошлого столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода. Это те, технологии, цель и результат которых жестко взаимосвязаны, и результативность диагностируема. По классификации М.В. Кларина это так называемые «жесткие» или «строгие» технологии. Это технологии, в основном, направленные на усвоение содержания, например, «модель полного усвоения», или освоение достаточно простых (диагностируемых) умений.
Образовательные технологии Образовательными технологиями (термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х годов) принято считать технологии, ставящие более «широкие» цели (исследовательские, творческие способности ученика, развитие критического мышления) не позволяющие строго диагностировать результаты обучения. Это технологии, направленные на развитие самостоятельности, субъектности ученика. Часто понятие «образовательные технологии» 90-х заменяют понятием личностно-ориентированные образовательные технологии.
Три парадигмы в классификации технологий: 1. Традиционный частно-методический подход (эмпирическая парадигма) 2. Педагогические технологии (алгоритмическая парадигма), которые появились в 50-х годах прошлого столетия как противовес нечеткости и неопределенности традиционного методического подхода 3. Образовательные технологии (стохастическая парадигма) термин, становящийся, общепринятым для педагогических технологий 90-х годов
Литература Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998 Кларин М.В. Технолгии обучения. Идеалы и реальность.- Рига. 1999
Схема технологического построения учебного процесса
Признаки педагогической технологии: диагностичность описания цели (иными словами, цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям); воспроизводимость педагогического процесса (в т.ч. предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого); воспроизводимость педагогических результатов
Технологии стандартного характера 1 группа Технологии стандартного характера. Главный результат здесь выражается в формировании известных знаний, умений и навыков, а рефлексивные процессы (анализ, осмысление, оценка) лишь используются человеком в качестве средств (естественно, необходимых и желаемых) для решения задач определенного содержания по тому или иному учебному предмету
Технологии рефлексивного характера 2 группа Технологии рефлексивного характера, целью и конечным результатом которых является овладение субъектом способами самого рефлексивного мышления, над предметными когнитивными умениями, которые бы в дальнейшем входили в интеллектуальный аппарат личности и применялись в процессе самостоятельных поисков и открытий
Концепция стандартов второго поколения Компетентность - новое качество субъекта деятельности, проявляющееся в способности системного применения знаний, умений, ценностных установок и позволяющее успешно разрешать различные противоречия, проблемы, практические задачи в социальном, профессиональном и личностном контексте Компетентность – объективный результат освоения компетенций конкретной личностью Универсальные учебные действия - совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса
Концепция стандартов второго поколения Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты
Концепция стандартов второго поколения Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей Под мета предметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам
Метакогнитивные, рефлексивные технологии Метакогнитивные (метапредметные), рефлексивные технологии - технологии, основанные на личностных механизмах мышления: осознание, самокритика, самооценка и т.д., формирующие интеллектуальные умения и усиливающие рефлексивные механизмы в образовательной деятельности Данные технологии обучают не только общим способам познания, но и вооружают ученика и учителя отдельными приемами, механизмами, усиливающими рефлексивную деятельность
Когнитивные и метакогнитивные умения Цепочка формирования когнитивных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивным Б.Блум выделил следующие уровни: знание (употребляемых терминов, конкретных фактов, понятий и.т.д.), понимание (понимание фактов, интерпретация материала, схем, преобразование словесного материала в математические выражения и.т.д.) Уровень «знание - понимание - применение» - это репродуктивный уровень знаний, чтобы проверить эти знания мы используем задания типа: «решите», «прочитайте», «назовите», «перескажите», «объясните принцип действия», согласитесь, эти задания «лидируют» в школе Продуктивный уровень знаний – применение, анализ, синтез. Применение (использование понятий в новых ситуациях, применение законов, процедур), анализ (выделение скрытых предположений, видение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями и.т.д.), синтез (написание творческого сочинения, составление плана исследования и.т.п.), оценка (оценивание логики построения материала, значимости продукта деятельности и.т.д.)
Когнитивные и метакогнитивные умения Метакогнитивные умения в учебном процессе: Цепочка формирования подобных умений на первый взгляд проста: от репродуктивных умений – к продуктивным, и далее, - к мета когнитивным. За когнитивными умениями следуют метакогнитивные, такие как способность к планированию собственной учебной деятельности, самоанализу, самооценке, и, помогают учащимся выйти за способность к самообразованию
Перечень технологий, рекомендованных для использования: развивающее обучение; коллективная система обучения (КСО); технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); исследовательские и проектные методы; технология модульного и блочно-модульного обучения; технология «дебаты»; технология развития критического мышления; лекционно-семинарская система обучения; технология использования в обучении игровых методов: олевых, деловых и других видов обучающих игр; обучение в сотрудничестве; информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; система инновационной оценки «портфолио»; технологии интерактивного и дистанционного обучения
Портфолио Портфолио это технология сбора и анализа ин формации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио организатор его учебной деятельности, для учителя средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности Отличительной особенностью портфолио является его личностно ориентированный характер: ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио; ученик собирает материал в портфолио; в основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка
Case Study Кейс метод позволяет демонстрировать академическую теорию с точки зрения реальных событий… Он позволяет заинтересовать студентов в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации Выделяют следующие основные этапы создания CASEов: определение целей, критериальный подбор ситуации, подбор необходимых источников информации, подготовка первичного материала в CASE, экспертиза, подготовка методических материалов по его использованию. Технология работы с кейсом в учебном процессе включает в себя следующие этапы: 1) индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия); 2) работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений; 3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
«Метод проектов» «Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом» В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности «Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей» (Полат Е.С. Метод проектов)
Педагогические мастерские Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. Обучение основывается на решении проблемной ситуации, которая стимулирует ребенка к постановке множества вопросов. Затем идет индивидуально-коллективный поиск оптимального количества вариантов решений. Получение знаний в мастерской осуществляется в форме поиска, исследования, путешествия, открытия Главное в технологии мастерских – не сообщать и осваивать информацию, а передавать способы работы
Технология развития критического мышления Рассмотрим технологию, которая, с нашей точки зрения, может усиливать рефлексивные механизмы, обучать рефлексии, технологически ее обеспечивать – технологию развития критического мышления
Три фазы технологии Важным в данной технологии является следование трем фазам: evocation (вызов, пробуждение), realization (осмысление новой информации), reflection (рефлексия) и соблюдение определенных условий: активность. участников процесса, разрешение высказывать разнообразные «рискованные» идеи и т.д. Урок, занятие, серия уроков (занятий), тема, курс могут быть построены в соответствии с заявленным алгоритмом
Фаза вызова Первая стадия (фаза) - вызова, на которой ставится задача не только активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу, но и «вызвать» уже имеющиеся знания либо создать ассоциации по изучаемому вопросу, что само по себе станет серьезным, активизирующим и мотивирующим фактором для дальнейшей работы
Фаза осмысления Вторая стадия (фаза) - осмысление (реализация смысла). На этой стадии идет непосредственная работа с информацией, причем приемы и методы ТРКМ позволяют сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным.
Фаза рефлексии Третья стадия (фаза) - рефлексия (размышление). На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается Цель данной образовательной технологи (по идее ее создателей) - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.) Главная цель технологии развития критического мышления – развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно
Функции фазы вызова Важнейшей функциями фазы вызова являются: Информационная. Вызов уже имеющихся знаний, опыта, который имеется у учащихся по теме. Часто у учащихся нет «первоначальных» знаний по изучаемому вопросу, тогда на стадии вызова «работают»: вопросы до изучения нового материала («толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»), таблица «вопросительные слова» и др. Возможен вариант «вызова знаний» при помощи ассоциаций, предположений Мотивационная. Предъявляя «свой опыт», мы ждем его подтверждения и расширения, задавая «свои вопросы» хотим получитьна них ответы, это всегда интересно ученику
Функции фазы вызова Систематизационная. Часто на стадии вызова учитель дает задание или помогает учащимся систематизировать (в большинстве случаев графически оформить) материал до его изучения, для этого служат отдельные приемы ТРКМ («кластеры», линии сравнения в «концептуальной» и «сводной» таблицах и др.) Целеполагания. Технология развития критического мышления – единственная технология, которая помогает от декларации самостоятельного целеполагания перейти к научению этому умению. Озвучивая свои вопросы (запросы) к изучаемому, систематизируя знания на стадии вызова, ученик выбирает направления изучения темы, ставит собственные цели к новой теме
Функции смысловой стадии Вторая стадия урока – смысловая, где даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т.д.) На этом этапе урока учителю важно, «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, «оглядываясь» на запросы учащихся, учитывая их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) учащихся Таким образом, основными функциями смысловой стадии остаются: информационная (новая информация), мотивационная, функция целеполагания
Функции стадии рефлексии На стадии рефлексии учителю важно организовать обсуждение пройденного таким образом, чтобы ученик смог оценить и продемонстрировать, как изменилось его знание от стадии вызова – к стадии рефлексии Не менее важным является и оценка того «мыслительного пути», действий учащегося, оценки своей работы в команде, своего понимания пройденного, всего того, что мы определяем, как инструменты, которые помогут ученику в дальнейшем, «научат его учиться» и без помощи учителя Функция стадии рефлексии – это развитие рефлексивных метакогнитивных умений учащихся.
Литература Пособие Электронный адрес: Галактионова Т.А., Загашев И.О. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В., Трифонова Е.А. Современный студент в поле информации и коммуникации. – СПб., Богатенкова Н.В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. – СПб.: СПб ГУПМ Кулюткин Ю.Н., Муштавинская И.В.. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. – СПб.: СПб ГУПМ, 2002, Муштавинская И.В., Иваньшина Е.В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. – СПб.: СПбГУПМ, Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003 г. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.:Просвещение, 2004 г.