Спасибо деду за победу! … И пусть Не думают, что мертвые не слышат, Когда о них потомки говорят. Н. Майоров Выполнила: Ученица 6 класса «В» ГАОУ ЦО 548 «Царицыно» Сахарова Елизавета
Частички истории, частички семьи... Мне кажется замечательным то, что во многих семьях, как и в моей, начали заниматься составлением своей родословной. Из тех крупиц, которые найдены, мы по строкам создаем страницы памяти о наших родных, живущих ныне и ушедших от нас, а в целом - страницы истории страны, несмотря на то, что собирать материал семье очень сложно.
Мой дед служил, как все - за Родину! Моего родного прапрадеда звали Цапко Николай Васильевич. Со своей первой женой, моей прапрабабушкой (Цапко Евгенией Ивановной) он прожил недолго, около 8 лет, а потом они расстались. Наша семья очень мало знала о нём, пожалуй, лишь то, что он погиб во время Великой Отечественной войны. В надежде узнать хотя бы немного о нём, моя бабушка решила зайти на сайт «ОБД Мемориал». И она нашла сведения о своём деде!
Выяснилось, что дедушка её призывался на фронт из Алтайского края села Смоленское в звании лейтенанта в 1941 году. Воевал он в 3-ем отдельном парашютно- десантном батальоне Прибалтийского фронта.
Скорее всего, после дознаний и расследований, как это было в военное время, его отправили в 196 гвардейский стрелковый полк Прибалтийского фронта, но уже просто красноармейцем, то есть он был разжалован. Возможно, за то, что попал в окружение. Однако противник тогда был намного сильнее нас! И сколько их, наших солдат и офицеров, оказались в те страшные годы в положении моего прапрадеда! Но наше командование, видимо, мало интересовало это обстоятельство.
Погиб прапрадед Николай в 38 лет 19 января 1944 года в одном из кровопролитных боёв близ города Новосокольники. Немцы не хотели терять важный железнодорожный узел. Они спешно подтянули резервы и контратаками пытались задержать продвижение советских частей. Наши бойцы успешно отбивали все контратаки противника. Продвижение полков было тяжелым, так как участки болот не замерзли, непреодолимыми были и речки. Бойцы погибали в огромном количестве.
Хоронили ли сразу воинов? Как узнаёшь из воспоминаний людей, прошедших через военное лихолетье, что погибших в зимнее время, могли предать земле лишь весной. Штабеля трупов выглядели зимой, как заснеженные холмы, и были видны лишь тела, лежащие сверху. Позже, весной, когда снег стаивал, открывалось всё, что было внизу: рядами громоздились убитые. Ужасная картина! Они погибли за Родину
Вначале Николай Васильевич был похоронен в братской могиле в том местечке, где погиб. В пятидесятых годах прах солдат, захороненных под деревней Бригино, перенесли в воинское захоронение в деревне Алушково: их могилы могли просто затеряться, поскольку деревня Бригино осталась совсем без жителей.
Совершенно случайно через Интернет бабушка разыскала внуков Николая Васильевича, своих родственников по деду. Они переслали ей фотографии деда, рассказали о том, что он в 20-е годы прошлого столетия служил в отряде чрезвычайного назначения. Ему приходилось принимать участие в становлении ещё совсем юной власти большевиков на Алтае. Перед самой войной жил в селе Тюхтет Красноярского края, где охранял репрессированных, провинившихся перед советской властью.
На этом история моей семьи не заканчивается, но это уже другая история...