Урок русского языка в 7-м классе: урок–исследование по теме "Буквы о–е после шипящих на конце наречий" Подготовил учитель русского языка МБОУ Первомайской СОШ Зинченко А.В.
Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где притаится по бороздкам, оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста. Первый снег. Он лежит словно просто для красоты – чтобы лишь подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает… Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. Самостоятельная работа с выбранным текстом по памятке: 1. Прочитать внимательно текст. 2. Определить тип речи. 3. Определить стиль речи. 4. Тема текста. 5. Какую картину вы себе представляете, читая текст? 6. Какие художественно- выразительные средства использует автор? 7. Какие виды орфограмм встретились в тексте?
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает он поля. Тянет к земле деревья… Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо синее, бездонное. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Солнце светит горячо, волнующе. Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц. Мороз, ну и морозище! Много снегу – мнойго и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Исследование по теме «О-Е после шипящих на конце наречий» Работа с обще классной таблицей. Какие 3 условия определяют выбор орфограммы «Буквы О - Е после шипящих»? Выписать наречия на изучаемую орфограмму из двух предложенных текстов.
Индивидуальная исследовательская работа – самостоятельная работа по индивидуальным дифференцированным заданиям на карточках 1. Вставить пропущенные буквы, обозначить изучаемую орфограмму: хорош…, пугающе…, ослепляющий…, умоляющ…, ещ…, свеж…, певуч…, горяч…, немигающе…, волнующ… 2. Списать предложение в тетрадь, найти в нем наречие на изучаемую орфограмму и сделать его морфологический разбор: Озимое поле свежо сверкает. Дополнительное задание: выполнить синтаксический разбор данного предложения.
. Списать, вставляя пропущенные буквы. Какой образ и как создает И.А.Бунин в этом стихотворении? А в старом палисаднике т..мной, Свеж.. и сладко пахн..т можжевельник, И сонно, сонно светится сквозь ельник Серпа з..л..новатор пятно. 2. Сделать морфологический разбор слова свежо, морфемный разбор слов сонно, зеленоватор, светится.
Решение лингвистических задач 1. Из поэтического сборника выпали 2 слова из строчки: ещё белеет. Восстановите эту строчку. Кто автор этого стихотворения? 2. Закончите пословицу: Куй железо, пока … 3. Объясните правописание наречий в ответах на лингвистические задачи. Составьте свои предложения с этими наречиями.
Проверь себя. «ЕщЁ в полях белеет снег, А воды уж весной шумят Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят… ». Ф.И.Тютчев Куй железо, пока горячО
Буквы А –О на конце наречий.