«ЛЕРМОНТОВ И МУЗЫКА» Автор: БАЛАШОВ ТИМОФЕЙ ДМИТРИЕВИЧ Школа: ГБОУ Гимназия 1507 Класс: 6 «Б» Руководитель: Валяева Татьяна Вячеславна, учитель музыки
Актуальность работы В 2014 году мы отмечали 200-летие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова ( ), великого сына России, гениального поэта и прозаика. По всей стране прошли мероприятия и концерты, посвященные памяти поэта.
Актуальность работы В ноябре прошлого года и в нашей гимназии проводилась научно- теоретическая конференция к 200- летию со дня рождения поэта. Мы, шестиклассники, подготовили к конференции выставку «Творческое наследие М.Ю.Лермонтова», восьмиклассники исполняли романсы на стихи поэта, а я решил подготовить проект и презентацию на эту тему.
Актуальность работы В 13-ти летнем возрасте Лермонтов переехал в Москву, где он поступил в Благородный пансион при Московском университете. Там он обучался языкам, наукам, стихосложению, рисованию, танцам и музыке.
Актуальность работы Позднее, во время военной службы, М.Ю. Лермонтов обучался игре на гитаре. Комната в доме-музее М.Ю.Лермонтова В пансионе Лермонтов обучался игре на фортепиано, флейте и скрипке.
Актуальность работы Лермонтов не пропускал ни одной премьеры Большого Театра. Очень любил слушать оперу.
Актуальность работы Поэзия Лермонтова настолько музыкальна, что еще при жизни поэта композиторы обратились к его стихам. М.И.Глинка написал романс «Слышу ли голос твой» на слова М.Ю.Лермонтова; Н.А.Римский-Корсаков создал ряд романсов на лермонтовские стихи (в их числе прекрасный романс «Как небеса, твой взор блистает») П.И.Чайковский на стихи Лермонтова написал романс «Любовь мертвеца»
Актуальность работы В 1840 году Александр Егорович Варламов написал романс «Горные вершины» на стихи М.Лермонтова, которое является одним из самых популярных романсов мировой классики
Актуальность работы В 1871 году было написано одно из самых знаменитых произведений на сюжет М. Лермонтова – опера «Демон», которая принесла мировую славу композитору Антону Рубинштейну.
Актуальность работы Немало романсов, тонко передающих настроение лермонтовской поэзии, сочинил М. Балакирев. Писали музыку на стихи Лермонтова Алябьев, Гурилёв, Метнер, Даргомыжский, Аренский, Рахманинов, Гречанинов.
Актуальность работы Лермонтов теперь не только классик русской поэзии, но и актуальный сонграйтер. В переводе с англ. языка сонграйтер – это сочинитель песен, который пишет песню от начала до конца, а также является приличным ее исполнителем (гитаристом или клавишником). Во всяком случае именно так Лермонтова восприняли музыканты из четырех стран мира, записавшие к юбилею поэта трибьют-альбом «Лермонтов. 200 по встречной». 15 октября 2014 г, в день юбилея Михаила Юрьевича, в Fassbinder Cinema Bar (центр дизайна Artplay) состоялась презентация проекта. Современные рок- и этно- исполнители впервые пели живьем свои композиции на стихи Лермонтова. Художественный руководитель и автор идеи внук Юрия Визбора, композитор Юрий Лобиков (он же актер и музыкальный руководитель театра «Седьмая Студия» Кирилла Серебренникова). Всего в записи альбома, состоящего из 32 композиций, разбитых на два диска, поучаствовал 31 музыкант. Вместе музыканты художественно переосмыслили 26 стихотворений.
Гипотеза М.Ю.Лермонтов был от природы в равной степени наделен поэтическими, художественными и музыкальными способностями, и, сложись его судьба иначе, был бы замечательным профессиональным музыкантом.
Цели Изучить биографию и творчество М.Ю.Лермонтова и проследить, как музыкальные наклонности поэта отразились на его творчестве.
Методы исследования Поисковые: 1. Поиск биографической информации; 2. Изучение литературы; 3. Поиск музыкальных произведений на стихи поэта; 4. Подбор иллюстративного материала; 5. Организация и проведение конкурса учебных творческих работ по изучению литературного, музыкального и живописного наследия М.Ю.Лермонтова (рисунки, фотографии, исследования, рефераты и т.д.); 6. Экскурсия в московский Дом-музей М.Ю.Лермонтова на Малой Молчановке.
Методы исследования Аналитические: 1. Анализ найденной биографической литературы; 2. Анализ поэтического наследия поэта, послужившего основой для музыкальных произведений русских композиторов; 3. Анализ творческих работ учащихся; 4. Анализ музыкальных произведений на стихи Лермонтова.
Методы исследования Творческие 1. Организация выставки лучших конкурсных работ учащихся; 2. Разучивание романсов на стихи поэта в школьной эстрадной студии «Капель»; 3. Выступление на школьной научно- теоретической конференции, посвященной 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова; 4. Написание работы; 5. Подготовка презентации «Лермонтов и музыка».
1. Постановка задач – сентябрь; 2. Утверждение темы – сентябрь; 3. Изучение литературы – сентябрь; 4. Проведение конкурса творческих работ учащихся – октябрь; 5. Проведение экскурсии в московский Дом-музей М.Ю.Лермонтова – октябрь; 6. Проведение выставки конкурсных работ – ноябрь; 7. Выступление на школьной научно-практической конференции – ноябрь; 8. Подготовка исследовательской работы и презентации – ноябрь; 9. Реализация проекта – декабрь.
В результате проектной деятельности было выявлено, что: Великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов мог быть и великим русским музыкантом. Стихи и проза Лермонтова буквально насыщены музыкально- песенными темами. Сам поэт обладал особым музыкальным складом мышления, удивительной способностью воспринимать мир через краски и звуки. Поэтическое наследие Лермонтова является неистощимым кладезем тем как для композиторов прошлого, так и для современных молодых музыкантов.