ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ОТРАДНОЕ» ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА ПО ВОПРОСАМ ПРОФИЛАКТИКИ БЕСПРИЗОРНОСТИ И БЕЗНАДЗОРНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Цель проекта: внедрение и распространение новых методик и технологий, способствующих сокращению детского и семейного неблагополучия, оказанию помощи детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации формирование активной позиции родителя
Формы работы по выявлению и диагностике проблематики детско-родительских отношений Открытые: Технология «Детская площадка» (2009 г.) Профилактические рейды на дворовые площадки района (2012 г.) Диагностическая программа «Открытая игровая» (2011 г.) Закрытые: работа в детско – родительских клубах и группах взаимоподдержки по методу «Активная поддержка родителей» (2006 г.)
Принципы работы открытых программ: Доступность Неформальность Безопасность Несистематичность Естественная игровая среда Направленность на работу с родителем
Методы работы специалистов: Наблюдение Информирование Консультирование Оказание экспресс - помощи Выявление семейного неблагополучия Мотивация на сотрудничество Метод интерактивного общения Активное слушание (эмпатийное слушание)
Внешние проявления неблагополучия Эмоциональный микроклимат семьи Тип родительского поведения Психологический образ родителя Педагогическая компетентность родителя Уровень психического развития ребёнка
Профилактические рейды на дворовые площадки района - это мониторинг демографической ситуации, с целью получения информации о неблагополучных местах и выявлении семей, нуждающихся в социальной поддержке.
Ситуации, требующие вмешательства специалистов присутствие на площадке детей до 7 лет без взрослых употребление родителями спиртных напитков в присутствии детей игнорирование нужд детей (питание, одежда по сезону) жестокое обращение с ребенком, представляющее опасность для его физического и психологического здоровья
Диагностическая программа «Открытая игровая» - это оказание социально- психологической поддержки семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста
Реализуемые задачи: Формирование сети взаимоподдержки семей Предоставление специально-организованного игрового пространства для совместной деятельности родителя и ребёнка Помощь специалистов в выборе ДОУ с учётом особенностей здоровья и развития ребенка Обучение родителей методам и приёмам ранней социализации ребёнка Привлечение семей с детьми на открытые праздничные мероприятия
«Детская площадка» Быть ближе к семьям рождена летом – городская программа Получила первое место в конкурсе социальных программ молодых специалистов СВАО города Москвы Стала лауреатом 2 Всероссийского конкурса социальных программ «Содействие» в номинации «Социальный креатив»
ПОДУМАЙТЕ / СКАЖИТЕ: Где проводят большую часть времени родители с детьми в летний период, не выезжающие за город? Чем занимаются и во что играют? Как общаются родители и дети на площадке? Кто является инициатором общения: родитель или ребенок?
Основная цель программы - это активное вовлечение родителей в процесс формирования позитивных конструктивных взаимоотношений с ребенком, которые способствуют укреплению его физического и психического здоровья.
Реализуемые задачи: Выявление семей группы риска и случаев безнадзорности детей или жестокого обращения Создание условий для приобретения позитивного опыта взаимодействия родителя и ребенка Стимулирование активного включения родителей в игровую деятельность детей Повышение родительской компетентности Социально-психологическая поддержка родителей Расширение сети социальных контактов
Гарантия успеха программы: Информационно-просветительская работа Аргументированный выбор площадок Формирование инициативной группы родителей Учет погодных и временных условий в программе Совместная работа двух специалистов Мобильность используемого оборудования Неизменяемая структура занятий Возможность реализации для семей имеющих детей разных групп здоровья
Структура занятия по программе «Детская площадка»: I. Ритуал приветствия II. Активизация участников в совместной игре Организация совместной игры детей и родителей Подвижная игра с правилами, учитывая возрастные особенности детей Игра-развлечение Продуктивная деятельность Подвижная игра III. Ритуал прощания КОНСУЛьТАЦИИ
I. Ритуал приветствия направлен на: Включение и объединение детей Снятие эмоционального напряжения Настрой на занятие в группе
II. Активизация участников в совместных играх способствует: установлению положительной эмоциональной атмосферы в группе формированию навыков позитивного общения родителя и ребенка формирование навыков сотрудничества сплочению участников встречи
III. Ритуал прощания направлен на: завершение встречи с определением перспективы сотрудничества закрепление положительного эмоционального впечатления о занятии
Результаты развития программы: Активизация семей с детьми разного возраста целевого района Расширение сети социальных контактов семей Пополнение знаний родителей на основе совместного опыта родителей и детей Проведение занятий круглогодично
Приглашаем к развитию открытых программ работы с семьями Активная поддержка родителей и профилактика социального сиротства